Александр Калягин: акушер и фельдшер, ставший одним из последних героев культурной России

lnu59Dow3HU
lnu59Dow3HU
Талантливый и многогранный артист, режиссер театра и кино Александр Калягин знаком и любим зрителями нескольких поколений. Его карьера могла бы не состояться, если бы не интерес, проявленный Аркадием Райкиным к весьма амбициозному подростку и будущему артисту.

Родившись в военный период, Александр Калягин, видимо, с молоком матери впитал стремление к победе, к преодолению любых трудностей, к работе, несмотря ни на что. И это позволило ему достичь не только ощутимых высот в творческой деятельности, но и набрать вес и уважение в общественной жизни. Зрители помнят блестящие роли и образы артиста, с удовольствием пересматривают фильмы с его участием и охотно идут на театральные премьеры в его детище - театр «Et Cetera», отличающийся не только оригинальными постановками, но и непривычным внешним видом. Несмотря на солидный возраст, Александр Калягин точно знает, что нужно российской культуре и верно продолжает служить делу всей своей жизни, переходя от ее творческой составляющей к общественной и обратно.

Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в семье декана исторического факультета и преподавательницы французского языка. Так получилось, что мальчик практически сразу лишился отца, который умер через год после появления сына на свет. И воспитывали будущую звезду экрана и театральной сцены мать и многочисленные родственницы. Бабушки и тети охотно помогали Юлии Зайдеман растить сына, а сама мама очень баловала единственного ребенка в семье. Кто знает, может именно наличие вокруг заботливых родственниц помогло впоследствии артисту так точно и правдоподобно воплотить женский собирательный образ псевдомиллионерши из Бразилии в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя», сделавший его звездой советского кинематографа.

Впрочем, любовь к игре и театру вспыхнула в Александре Калягине еще с детских лет. Когда юный Саша загорелся интересом к сцене, мать подарила ему специально изготовленный настольный театр с фигурками кукол, которые и стали артистами, руководимыми Калягиным и его друзьями. Но увлечение увлечением, а реальная жизнь не всегда идет по дороге мечты. Поэтому после окончания школы Александр Калягин послушал мать и выбрал для себя более дельную и прибыльную профессию. Он окончил медицинское училище по специальности акушер, и пару лет проработал фельдшером в бригаде скорой помощи.

Возможно, страна никогда бы и не узнала такого яркого, запоминающегося и разнопланового артиста, если бы не случайное вмешательство одного из кумиров Калягина – Аркадия Райкина. Дело в том, что еще в школьные годы Саша Калягин набрался смелости и написал письмо знаменитому артисту, в котором, пусть и с ошибками, изложил свою мечту играть в театре и сниматься в кино. Удивительно, но у Райкина нашлось время для ответа на это письмо незнакомого ему подростка, в котором артист посоветовал Калягину уделять больше времени труду и учебе, чтобы мечта стала реальностью.

Проработав два года в качестве фельдшера, Александр Калягин понимает, что не может идти против своей натуры, требующей воплощение в искусстве сцены. Поэтому, несмотря на неодобрение матери, будущий артист поступает в Щукинский театральный институт, где едва дотягивает до второго курса. Все дело в том, что Калягину никак не удавалась дисциплина – мастерство актера, являющаяся основой для обучения. От отчисления его спас лишь счастливый случай. Сыгранная роль пьяницы, прошедшего через несколько стадий опьянения, все же впечатлила ректора, который поставил тройку и принял решение оставить студента в учебном заведении, дав еще один шанс.

Настоящее знакомство с театром началось у артиста с самого сложного и необычного очага культуры – театра на Таганке. Попасть туда мечтал практически каждый актер, но вот сработаться с гениальным режиссером Юрием Любимовым было дано далеко не всем. Калягин попал во вторую категорию артистов, пытаясь целый год притереться к режиссерским амбициям и сверхзадачам, но ушел, признавшись, что не понимает слишком бурного фонтанирования идеями Любимова и его манипуляций с артистами. После ухода с Таганки Александр Калягин вновь впал в раздумья, решая для себя, стоит ли продолжать актерскую деятельность. К счастью для него и зрителей, артист в тот период оказался в «Современнике», где его коллегой и другом стал Олег Ефремов. Позже артисты вместе ушли во МХАТ. Именно здесь были сыграны одни из лучших ролей Калягина в спектаклях «Чайка», «Мы, нижеподписавшиеся», «Старый Новый год», «Живой труп» и многих других.

К сожалению или к счастью, но творческий раскол МХАТовских артистов стал причиной, по которой Александр Калягин был вынужден вновь менять место своей службы. И снова он выбрал путь Ефремова, уйдя вслед за ним в МХТ имени Чехова. Вскоре и в этом театре стало неспокойно, интриги и борьба за место под Солнцем мешали полноценному творчеству, активной театральной деятельности. Поняв, что так дальше продолжаться не может, Александр Калягин решает пойти своим путем. Так в 1991 году на свет появляется театр «Et Cetera», где артист становится руководителем, режиссером, наставником. Арендованное для творчества здание на Новом Арбате имело достаточно печальный вид, поэтому Калягин принимает решение о строительстве нового помещения для своей труппы. Лишь в 2005 году театр получает новое здание, имеющее особенности, которые никогда не использовались традиционными театрами, что вызвало весьма двоякое мнение общественности, но привело к росту популярности среди поклонников театрального искусства.

Талант Александра Калягина не знает границ. Его способность к перевоплощению поражает зрителей нескольких поколений. При этом артисту совершенно не нужен грим или костюмы чтобы быть разным. Интонация, взгляд мгновенно превращают его из добродушного толстячка в жесткого и циничного человека. За свою киноисторию артист успел сняться более чем в 50-ти фильмах. Дебютом на экране стала роль партийного работника в кинокартине «Николай Бауман». Позже были фильмы по произведениям классиков и современных авторов. Артиста любят не только взрослые, но и дети, помнящие его по роли злого духа в «Сказке, рассказанной на ночь» и благодаря голосу, подаренному любимому несколькими поколениями детворы коту Леопольду из мультсериала.

За свой талант Александр Калягин был отмечен многочисленными наградами, среди которых звание лучшего артиста по версии популярного журнала «Советский экран», международная премия Колумбии. Дважды Калягин становился лауреатом госпремии СССР и получил звания народного и заслуженного артиста РСФСР. Что касается народной любви, то ее обладателем артист стал после блестящего исполнения роли безработного проходимца Бабса Баберлея, сумевшего стать донной Розой в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя». Стоит отметить, что подобный эксперимент был весьма рискованным, ведь до Калягина советские артисты не примеряли на себя женские образы, рискуя остаться непонятыми. Но и здесь Александру Александровичу удалось стать первопроходцем, рискнувшим и сорвавшим главный куш – зрительские симпатии и невероятный успех.

На сегодняшний день последней ролью Александра Калягина стал образ старичка из дома престарелых, который вместе со своим другом неожиданно получает доступ к солидной сумме и решает использовать ее по своему усмотрению. Фильм «Руд и Сэм», в котором Калягин вновь сыграл в дуэте с Арменом Джигарханяном, был очень тепло встречен зрителями, но после него артист решил, что уже пора завершать кинокарьеру, полностью переключившись на театр.

Отдельное уважение талантливый артист вызывает не только своей общественной деятельностью и активной гражданской позицией, но и отношением к семейным ценностям. Для Александра Калягина семья – святое, то, что не следует выносить на суд общественности, выставлять напоказ. Первой супругой артиста стала его однокурсница Татьяна Корунова, которая родила ему дочь Ксению. Жизнь в актерской семье протекала спокойно и тихо, пока не случилась трагедия. Как оказалось, у Татьяны было онкологическое заболевание, которое слишком поздно заметили врачи. Вынужденный уход из театра еще больше подорвал самочувствие женщины, которая практически «сгорела» от болезни за короткий срок, оставив мужа с четырехлетней дочкой на руках.

Александр Калягин долгое время не мог прийти в себя после потери любимой женщины и не решался на новые отношения, боясь неправильной реакции дочери. Лишь свою партнершу по фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» Евгению Глушенко, к которой артист сразу стал испытывать сильные чувства, Калягин познакомил со своей дочерью. Та приняла женщину, и вскоре появилась новая семья. В браке с Глушенко у артиста родился сын Денис, а семейная жизнь после тридцати лет, к сожалению, распалась. Многие представители театрального общества уверяли, что причиной развода стали увлечения Калягиным молодыми артистками, но ни сам Александр Александрович, ни его бывшая супруга так и не стали афишировать причин своего расставания, не позволяя общественности в очередной раз покопаться в чужом «грязном белье». Сейчас дочь артиста живет вместе со своим сыном Матвеем в США, а Денис, получив образование в Штатах, вернулся в Россию и стал популярным столичным журналистом.

На данный момент кроме актерских и режиссерских заслуг Александр Калягин известен и как активный общественный деятель. Еще в 1996 году артист был избран председателем Союза театральных деятелей России, а в новом тысячелетии вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России и в Общественную Палату РФ став главой Комиссии по вопросам развития культуры. На своих постах артист сумел многого добиться для развития театрального искусства, кинематографа. Благодаря активности Калягина ветераны театров получили свой новый Дом, куда перебрались из старого здания Дома творчества. Несмотря на то, что артист являлся в свое время доверенным лицом российского президента, это не помешало Александру Калягину выступить против преследования режиссера Кирилла Серебренникова и предложить пересмотреть законодательство в сфере культуры.

В свободное от насыщенной творческой и общественной жизни время артист любит проводить за шахматной доской. Эта привычка сохранилась у него со времен службы в МХАТе, таким способом Калягин лучше концентрируется на мыслях и идеях, которые спешит воплотить в жизнь. Солидный возраст артиста не стал причиной для ухода из театральной сферы, Александр Калягин продолжает руководить театром, ездить с ним на гастроли по всему миру, даря зрителям новые постановки, заставляя людей мыслить, чувствовать. Артист является, пожалуй, одним из последних героев российской культуры, добиваясь своей деятельностью, в том числе и в качестве ведущего радиопередачи «Отзвуки театра», развития культуры, эффективного интеллектуального воспитания зрителя, слушателя, даря надежду, что не все еще потеряно в этой стране.
 



Источник фото: legion-media.ru




На эту тему: