«Мою пулю принял товарищ». Как воевал артист Владимир Этуш

AMCFN
AMCFN
Он был из поколения победителей.

Мы знаем его, как товарища Саахова, Антона Семеновича Шпака и Карабаса Барабаса. Но мало, кому известно, что несравненный Владимир Этуш – обладатель орденов «Красной звезды», «Великой Отечественной войны» I степени и «Александра Невского», медали за «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа».

На фронт он попал в 1941-м, 19-летним. О войне узнал, как рассказывал сам Владимир Абрамович, в обед 22 июня – по радио передали о бомбовых ударах по Киеву и Минску. И военные будни для него начались уже через неделю: он вместе с другими студентами отправился на рытье противотанковых рвов. Тушил «зажигалки» на крышах, и продолжал играть на сцене. Однажды, в конце сентября 41-го участвовал в постановке о Кутузове, а в зале всего 13 человек сидит. Тогда-то юный Володя понял: идет трагическое время. И на следующий же день пошел в военкомат, хотя имел бронь.

Владимир Этуш немного говорил на немецком. А потому первые 4 месяца войны провел в школе для военных переводчиков. Сама война для него началась после распределения в Северо-Кавказский военный округ.

Владимиру Этушу уже в 1942-м году пришлось стать комендантом моста. Воронежский фронт был прорван фашистами – и советские войска вынуждены отступить на Кавказ. Единственный мост для этого – в районе Аксая. Нескончаемый поток людей и техники, бомбежки. Но самым безопасным местом оказался именно мост, где регулировкой потоков занимался Этуш. В мост не попало ни одной бомбы – зенитная охрана не позволила. Это спасло много жизней.

Самое интересное, но спустя более 20 лет актеру придет письмо. Женщина – очевидец той переправы, – узнала Этуша на экране. И написала ему: бесконечно рада, что комендант моста остался жив.

От войны у Владимира Абрамовича сохранилось одно тягостное ощущение – нестерпимая, постоянная усталость. Особенно ярко она проявилась зимой 43-го. Владимир Этуш к этому моменту помощник начштаба по полковой разведке. После Сталинградской битвы гитлеровцы стали уходить с Кавказа – побоялись оказаться в котле, как Паулюс. Красная Армия наступала, но тяжело, медленно. Бои шли целыми днями. И вот Владимиру Абрамовичу, как переводчику, доверили участие в допросе «языка». Допрос затянулся почти до ночи. По его завершении еще час в штабе, а потом вдруг страшно захотелось спать. Рядом изба. Зашел в нее, а там вперемешку с красными командирами спали пленные гитлеровцы. Даже часовой дремал, прислонив оружие к одному из немцев. Все были смертельно изнурены.

Как рассказывал актер: «Есть вещи, которые уже стерлись из памяти, а есть то, что я не смогу забыть никогда». Во время одного боя бойца рядом по оборонительной цепи ранило в лёгкое, вызвав удушье. Его нужно было приподнять, и Этуш попытался помочь. Но вдруг солдат уронил голову – пуля, которая предназначалась Владимиру, угодила в него. «Как мне это забыть» – говорил потом артист.

Война для него завершилась под Запорожьем, в 1943-м году. Его должны были наградить орденом Красной звезды, а досталось тяжелое ранение. Тогда немецкие войска обстреливали советские позиции 13 суток. Всё кругом сверкало, взрывалось, громыхало. Поступила команда – в атаку. Кое-как повел бойцов под сильным огнем. Бой закончился, и Владимир вернулся в окоп. «Когда выходишь из атаки невредимым, теряешь бдительность» – рассказывал Этуш. Он поднялся в окопе во весь рост и…услышал рядом с собой хлопки разрывных пуль. А дальше – острая боль в спине.

Его комиссовали – оказались разбитыми кости таза. Он полгода лечился. Получил инвалидность 2-й группы. И в 1944-м году вернулся в Москву – с палочкой, в старой шинели. С тех пор День Победы считал своим вторым Днем рождения, приговаривая: «Может ли этот праздник потерять для меня свою ценность? Могу ли я забыть войну? Свою жизнь от жизни страны мне не отделить. И слава Богу, что так».



Источник фото: legion-media.ru




На эту тему: