Царь-то ненастоящий! Картина Репина «Иван Грозный» после реставрации оказалась совсем другой

K7UuB9QipdQ

Целых 4 года картина «Иван Грозный и сын его Иван» после нападения на нее находилась на реставрации. И вот сейчас всего на несколько часов полотно снова показали в залах Третьяковской галереи.

Произведение Ильи Репина уже неоднократно подвергалось нападению. Первое случилось еще при жизни самого художника — в 1913 году. Покусился на картину иконописец Абрам Балашов. Они три раза ударил по полотну ножом. Тогда произведение восстановили всего за несколько месяцев. Спустя почти 100 лет — в мае 2018 года — на «Ивана Грозного» снова совершено покушение. Холст из-за удара металлической стойкой ограждения был порван в 3-х местах.

И вот сейчас по прошествии 4-х лет картина увидела свет. После реставрации она обрела первоначальный вид, который утратила более чем за 130 лет, как сообщает «Пятый канал».

Произведение серьезно посветлело. Оно не задумывалось темным, мрачным, с едва прописанными фигурами в тягостных багряных оттенках. Наоборот, всё отображено в теплых красных и в розовых тонах — это настоящая авторская колористика. Причиной изменений в палитре стали не только годы, но и осетровый клей, использованный для первой реставрации.

Кроме того, на картине вдруг проступили множественные детали: арка, печные изразцы, и остальные элементы интерьера покоев. Даже появилось ощущение присутствия третьего лица — слева у печки словно проступает неясный контур чьей-то фигуры. А на переднем плане картины — сбитый узорчатый ковер и фигура умирающего царевича в руках обезумевшего от ужаса отца. Теперь можно в подробностях рассмотреть и шелковый блестящий кафтан убитого, и его расшитые сапоги, и жилы, проступившие на руках Ивана Грозного, с силой стиснувшие грузное тело, и яркие ручьи крови на пальцах убийцы. Но главное — глаза. Сейчас стало возможным увидеть полное безразличие во взгляде убиенного и безумие во взоре царя. Самое интересное, даже глаза у Ивана Грозного на картине оказались не черные, а голубые. Чем усиливают психологическое воздействие на зрителя. Именно под влиянием этой силы Павел Третьяков и купил картину на выставке 1885 года.

Источники фото: кадр из видео, 5-tv.ru