Живые мишени. Почему люди нападают на собак

.
. / Источник:
Сейчас на лечении в городских приютах Череповца находятся две собаки. Обе были подстрелены из пневматики. Что это: обычная жестокость или ответная агрессия людей, которые чувствуют опасность со стороны бродячих животных?

Пьяные догхантеры

Бездомный пёс с двумя пулями в позвоночнике был подобран недавно в поселке Шексна. По слухам, в то же время группа молодых людей неподалеку от места, где была найдена собака, развлекалась стрельбой по птицам. Пса назвали Шансом (поскольку оставалась надежда, что животное выживет), всем миром собрали ему деньги на дорогостоящую операцию. Сейчас он поправляется, но подвижность в задних лапах, как сказал хирург, не восстановится. Приют «ЗооЩит», который взял собаку под опеку, задумывается о вариантах протезирования.

Другой случай нынешнего лета: крупная белая собака Лиса жила в Ясной Поляне. Хозяин у нее был, но по улице она бегала без надзора. Вела себя дружелюбно, ни одного эпизода нападения на человека за ней не числилось. Но в середине июля ночью пьяный житель поселка выскочил на улицу с пневматическим оружием и затеял стрельбу: одну крохотную собачонку убил, а Лисе попал в голову. Судьбой собаки занялся приют «Спас», сейчас и ей сделана операция. В этой истории есть свидетели, но они боятся подавать заявление в полицию, потому что считают своего соседа человеком непредсказуемым и опасным. Вероятно, по этой причине многие сограждане уходят от ответственности по статье о жестоком отношении к животным.

С ножом и рашпилем

В городе сейчас нет всплеска активности собачьих стай и шумных историй, связанных с тяжелыми травмами из-за собачьих укусов. Обе истории не выглядят как ответная агрессия. Тем не менее, ситуация не столь однозначна, и есть люди, которые имеют к животным серьезные претензии. Рассказывает Владимир ШВЕЦОВ, журналист-фрилансер:

– Когда я был ребенком, мой пес, русский спаниель Партизан погиб из-за своры бродячих собак. Уже будучи взрослым, я буквально вырвал из зубов московской сторожевой своего миттельшнауцера. Пришлось схватить пса за ошейник и применить удушающий приём. Хозяйка собаки – пожилая женщина - не могла с ней справиться, и было вообще не понятно, кто в этой паре кого выгуливает? 

А не так давно моего отца на даче атаковала целая стая. Самым активным был стафтерьер из ближайшей деревни, при живых хозяевах гуляющий один и терроризирующий всю округу. Хорошо, что отец был в тяжелых ботинках – отбился. Теперь постоянно ходит с рашпилем или ножом. 

Честно, я – сторонник только законных методов борьбы с подобными явлениями. Я против догхантеров («охотников на собак» - Прим.Ред.), и сам никогда бы не смог выстрелить в животное или утопить его, за исключением случаев самообороны или защиты своих близких. Сценариев решения этой проблемы у меня нет, но мне кажется, что приюты для животных отчасти снимают ответственность с людей. Ведь теперь, когда человек берет собаку, он знает, что у него всегда есть вариант избавиться от неё, не выкидывая на улицу: можно просто подбросить «добрым людям».

Стерилизовать и судить

За границей, где есть множество приютов для животных, полиция строго следит за безнадзорностью хозяйских собак и наказывает владельцев, а городские и загородные свалки приведены в порядок таким образом, что там невозможно кормиться, собачьих стай очень мало. В России же долгие десятилетия применялись методы отлова и уничтожения животных, но «зачистки» приносили временный эффект – на место убитых животных к «богатым» городским помойкам стягивались полудикие своры с окраин, еще менее адекватные, поскольку не привыкли к большому скоплению людей.
Факты, однако, таковы, что гораздо чаще кусаются собаки хозяйские, а 77% нападающих животных – кобели, и почти 70% их них не кастрированы. Псы, лишенные инстинкта размножения, не только не плодятся, но и не сбиваются в стаи. Нет гона – нет агрессии. 

Постепенно в России внедряются новые правила контроля численности бродячих собак. Например, в Москве с 2001 года, а в Санкт-Петербурге с 2005 года действуют запреты на уничтожение безнадзорных животных и городские программы их стерилизации. Несколько лет в Думе ждет принятия федеральный законопроект о стерилизации и запрете физического уничтожения собак. И это в целом соответствует ожиданиям людей: лишь два процента, согласно опросам, ратуют за «зачистки» бродячих животных. 

В Череповце тоже стали выделяться средства на стерилизацию животных. Немного – пока порядка 250 тысяч в год. Желание заняться этой работой, в частности, высказали представители ВРБОО помощи бездомн
ым животным «Спас».
Другой вопрос безопасности – усиление ответственности хозяев агрессивных собак. В конце 90-х они отделывались лишь копеечным административным штрафом. Такие наказания выглядели как издевательство в период моды на собак-телохранителей, когда участились случаи серьезных нападений, в том числе и на детей. Только лет десять назад пострадавшие стали получать от обидчиков небольшие суммы возмещения ущерба. Пока этим цифрам далеко до западных объёмов компенсаций, но тенденция очевидна.

Максим ОГУРЦОВ
 





На эту тему: