Анна Концевая, волонтер: «Всё зависит от нас, взрослых»

.
. / Источник:
Истории о детях-потеряшках в наше время наводняют интернет с ужасающей регулярностью. Что гонит ребятишек из дома, кто виноват в несчастных случаях с детьми, и почему полиции в поисках нужна помощь простых граждан?

Координатор областного поисково-спасательного отряда «Ты не один» Анна Концевая уверена: все это происходит из-за нашей разобщённости.

Нужна организация

- Анна, зачем, в принципе, понадобилось создавать такое движение на общественных началах, ведь формально поиском пропавших людей у нас занимается полиция, органы опеки. Вас чем-то не устраивала их работа?

- Отряд возник осенью 2011 года. Тогда пропала 19-летняя девушка в Череповце (впоследствии выяснилось, что девушка, к сожалению, погибла, став жертвой преступления. - Прим. Ред.). Сестра пропавшей попросила своих друзей помочь в поисках. Я узнала об этом из интернета. Читала комментарии и понимала, что сотни людей ищут человека, но координации нет. Изучив этот вопрос глубже, я поняла, что в России существуют волонтёрские отряды, содействующие полиции в поиске пропавших.

Мне эта тема оказалась близкой и интересной. И мы с единомышленниками решили создать такой отряд у нас в области. С полицией мы плотно работаем при поиске пропавших. Они делают всё, что от них зависит, иногда даже больше. Но люди работают в системе, а система сама несовершенна. Поэтому мы можем помочь сотрудникам. Первое - быстро отреагировать, собрать первичную информацию, побеседовать с соседями, родными, собрать информацию в интернете о круге общения, контактах потеряшки. Второе - в первые же часы начать поиск на месте. Наконец, третье - оперативно распространить информацию.

- Что за люди состоят в отряде, как они находят время на поиски, помогает ли кто-то с финансами?

- В отряде совершенно разные люди. Есть костяк, сейчас - человек десять. В смс-рассылке 150 человек по Вологодской области. Это дело абсолютно добровольное и бесплатное. И часто бывает, что не человек нужен отряду, а человеку нужен отряд в определённый период его жизни. Поэтому люди приходят и уходят, некоторые остаются и помогают постоянно.

Но, как в любом действительно важном деле, когда это необходимо, всегда находится тот, кто может помочь. Поэтому я благодарна любому, кто хоть раз участвовал. Финансовые вопросы у нас - на членах отряда, помощи мы никакой не получаем. Ребята покупают рации, фонари и всё, что нужно, на свои средства.

- И все-таки не секрет, что правоохранительным органам доверяют не все. Случается ли так, что близкие пропавшего теперь обращаются к вам напрямую, и вы самостоятельно находите человека?

- Бывает, что родители повторно уходящих детей обращаются к нам без привлечения полиции. Мы уже знаем круг общения ребёнка, знаем, где он может быть. Да и ребёнок идёт с нами на контакт, поэтому удаётся быстро вернуть его домой. Что касается цифр, то итоги за 2013 год пока не подводили, хотя могу сказать, что по пропажам детей он был поспокойнее. В 2012-м отряд участвовал в 23 поисках, 11 человек нашли мы.
Всё упирается в семью

- С большинством пропавших детей, к счастью, ничего страшного не случается. Но вы работаете непосредственно и с родителями, и с детьми, и с опекунами, так что есть повод спросить: почему ребёнок убегает?

- Очень сложный вопрос. Каждый случай настолько уникален, что вывести какую-то формулу нереально. Возможные варианты: родители заняты собой, телевизором, работой. Ребёнок не научен правильно организовывать своё время, не приучен трудиться. Соответственно, его несёт туда, куда ветер дует.

Другая крайность: ребёнок под чётким руководством постоянно. Шаг вправо, влево - расстрел. Итог - в переходном возрасте «срывается с катушек». Еще могут быть проблемы со сверстниками, страх ответственности за проступки, неполная семья - маме приходится зарабатывать, и, соответственно, она упускает ребёнка.

Неблагополучие в семье: пьянство, наркомания... Но есть исключения из правил. Например, в прошлом году я занималась с девочкой-подростком. Она и ее маленький брат оказались в реабилитационном центре, так как мама - наркоманка. Но девочка с таким внутренним стержнем: не гуляет, исправно посещает школу, заботится о брате. Я уверена, что сама она станет прекрасной женой и матерью. Про органы опеки, детские дома скажу так: всё зависит от конкретного человека, от того, кто там работает.

Есть те, которые на этом ещё и зарабатывают, а есть те, кто душой болеет за каждого ребёнка, просто иногда у них не хватает сил физических и душевных. Хочу отметить главное: ребёнок в детском доме - это горе ничем не поправимое. Ни подарками, ни благотворительностью. Единственное, чем можно исправить это горе, а не сгладить - это принять ребёнка в семью.

- Вы подключаетесь к поискам не только детей, но и взрослых. Причем иногда это, на первый взгляд, вполне благополучные люди, их-то что гонит в никуда?

- В наше время многие впадают в депрессию. Не видят смысла в жизни, хотя финансово обеспечены, внешне все благополучно, и даже многие им завидуют, а вот в душе пустота, отчаяние. Причина в том, что человек создан жить не только для себя и для удовлетворения своих потребностей. Послужить другому: ребёнку в детском доме, престарелому, смертельно больному не из избытка, а именно ущемив свои интересы и желания, отдав частичку себя, своего времени - вот путь к полноте и счастью в душе. Это моё личное мнение, я стараюсь так жить.

Чем помогут взрослые

- Поговорим о трагических случаях. В большинстве своем это - различные ЧП: ребенок утонул, провалился в карьер, упал в колодец... Что могут сделать взрослые для того, чтобы подобных трагедий стало меньше?

- Основная причина несчастных случаев - недосмотр родителей. Либо ребёнка не научили основным правилам безопасности. Бывают действительно случайности или такие обстоятельства, на которые нельзя было повлиять напрямую.

Например, мальчик в Вологде на территории промбазы провалился в колодец, припорошенный снегом, и погиб. Он вообще не должен был там оказаться, но и владельцы территории обязаны тщательно следить за тем, чтобы все люки и ямы были закрыты, либо огорожены.

Вывод один: каждый на своём месте должен думать о безопасности детей и делать для этого всё возможное. Родители - учить, любить, оберегать. Учителя - учить, повторять правила безопасности. Люди на улице - быть внимательными, не проходить мимо. Дорожные службы - следить за колодцами, руководство города - за освещением улиц, и так далее.

- Принимаете ли вы участие в дальнейшей судьбе детей, которых нашли живыми и невредимыми, особенно - «неблагополучных»?

- По возможности - да. Например, девочку, которая была в федеральном розыске, и которую мы лично нашли, мы с мужем взяли под опеку, стараемся помочь ей в жизни: поддержать, направить, посоветовать. Сейчас ей 19, не всё так идеально, как хотелось бы, но я поняла вот что: наша задача - не поставить её в идеальные условия, а показать ей другую жизнь, чтобы у неё был выбор. Поэтому я поддерживаю людей, которые хотя бы в гости берут детей из детских домов. Этим они дают ребёнку шанс в будущем в своей семье применить именно ваш пример, а не тот пример, который у них остался из прошлого.

- В интернет-сети действуют группы «охотников на педофилов» - может, и неплохое начинание, но порой они отличаются, на мой взгляд, весьма сомнительными методами. Взаимодействуете ли вы с ними?

- Мне известно про эти движения. Мы к ним никакого отношения не имеем и с ними не сотрудничаем. Часто бывают случаи, когда эти люди действуют незаконно и обвиняют человека, который оказывается невиновным. Любые обращения к нам граждан по поводу сомнительных личностей мы сразу передаём в полицию.

Досье: Анна Концевая родилась в Череповце в 1982 году. Выпускница ЧГУ 2004 года, специальность - эколог. Замужем, растит троих детей. С 2011 года - координатор Вологодской региональной общественной организации поисково-спасательный отряд «Ты не один». Награждена почетным знаком «За содействие МВД России».

Олег Нечаев





На эту тему: