Виталий Таций, создатель «kinopoisk.ru»: «Когда водил жену в кино, на экран не смотрел»

.
. / Источник:
Создатель и директор самого популярного в Рунете киноресурса «Кинопоиск» Виталий Таций родился и вырос в Череповце.

В наших кинозалах, сидя в занозистых креслах, заболел кинематографом и сделал успешный бизнес на торговле информацией о кино. Кто играет в том фильме про пиратов? Можно ли убить Супермена? Какая серия «Полицейской академии» смешнее? Раньше череповецкие друзья со всяким киновопросом бежали к Виталику.

Сегодня за тем же самым к «Виталику» обращается вся страна: у «Кинопоиска» 2 миллиона заходов в день и несколько миллионов долларов годовой выручки. О Виталии Тации и его детище, которому в ноябре исполнилось 10 лет, пишет «Форбс», у него 30 подчиненных и стеклянный офис в Битцевском парке. На телефонные вопросы нашего корреспондента Виталий Таций отвечал, наблюдая, как падают, кружась, последние листья в парке.

 

Тетрадь с фильмами

— В одном из интервью вы сказали, что «Кинопоиск» начался с тетрадки в клеточку, в которую вы записывали посмотренные фильмы. Тетрадка сохранилась?

— Наверное, где-то лежит в Череповце у мамы. Но должен сказать, что эта тетрадь была задолго до создания «Кинопоиска». Кино меня увлек отец. Он очень любил фильмы с детства, в студенческие годы не выходил из кинотеатра, пересматривал все новинки не по разу. В конце 80-х годов, когда я подрос настолько, что стал понимать что-то помимо мульфильмов, мы ходили в видеосалоны, которых тогда было много в Череповце. Фильмы шли друг за другом, отец мог просидеть целый день, а я не выдерживал, уходил после пары картин.

— С каких фильмов не хотелось уходить? Назовите несколько любимых.

— Никогда не забуду, как посмотрел в кинотеатре первую часть «Крепкого орешка», а чуть позже в видеосалоне «Терминатора-2». Сколько было народу, ужас. Мы с папой любили боевики и комедии. Когда в доме появился видеомагнитофон, мы устраивали набеги на видеопрокаты. Старались ничего не пропускать. Именно тогда и появилась упомянутая выше тетрадочка, куда я стал записывать все фильмы, которые посмотрел: название картины, имена режиссера и актеров, исполняющих главные роли. Цель была чисто утилитарной — чтобы не брать в прокате тот фильм, который уже видел. С этого все и началось.

 

— Чем увлекались помимо кино?

— Компьютерами, как все сверстники. Нормальные компьютеры в ту пору до города еще не дошли, и первые шаги в программировании я делал на ZX Spectrum. Была такая штука, присоединялась к телевизору. Думаю, мои сверстники их помнят.

— Учеба, компьютеры... Мы в юности таких называли очкариками и ботаниками.

— Мы тоже. Но я и не был таким уж заучкой. Хотя оценки получал в основном хорошие, троек не было. Любил домашние занятия, но и на улице лазил, как все дети.

— Уехать из Череповца вы хотели всегда?

— Нет, уезжать не планировал, так получилось. Когда пришло время поступать в вуз, сдавал экзамены в Череповце и Москве. В нашем ЧГУ набрал чуть менее ста баллов, но и в МИСиС (Московский институт стали и сплавов) прошел по конкурсу. Выбрал Москву и специальность «информационные системы в экономике». Да, в юности были планы поступать в училище связи, но я подумал, что пять лет армейского режима — это чересчур.

Виталий Таций в Рио-де-Жанейро

От сайтика до сайта

— Как родился «Кинопоиск»?

— Еще в институте я сделал сайтик о кино — сам сделал дизайн, подключил базу данных, которую к тому времени наработал. Мне давно хотелось сделать нечто подобное, потому что в Рунете этого не было. В западном Интернете уже появились мощные справочные киноресурсы, где информация представлялась на иностранных языках, о наших фильмах там почти ничего не было. Эти сайты стали отличным примером для меня. Признаюсь, поначалу делал свой сайтик для себя и своих друзей, чтобы было удобно пользоваться. В 2003 году после окончания института мы с партнером начали ваять тот ресурс, который существует и сегодня. Спустя полгода выпустили свое детище в свет. В этом году исполняется 10 лет.

— Слово «кинопоиск» вы придумали?

— Сейчас уже не помню. Помню, что оно мне не слишком нравилось — длинно и не сразу поймешь, как пишется. Одной из первых идей было название «Кинобанк», и мы на нем остановились, но домен за пару недель до нас кто-то зарегистрировал — мы слишком долго обсуждали и сомневались. Был хороший вариант «Пора в кино», но, когда написали его в одно слово латиницей, рассмеялись — получилась русская деревня Поравкино.

Нью-Йорк

— Где поначалу брали информацию о фильмах?

— С тех иностранных сайтов, которые существовали. Плюс интернет-магазины, которые торговали DVD-дисками. А буквально с первого дня работы сайта пользователи стали присылать данные о фильмах и свои описания. Конечно, мы брали далеко не все, но нам, по крайней мере, было с чем работать.

— Говорят, на «Кинопоиске» можно найти информацию обо всех фильмах на свете. Неужели обо всех?

— Да нет, конечно, за сотню с лишним лет существования кинематографа снято столько всего... Но, думаю, 99 процентов картин, которые могут заинтересовать среднего русскоязычного зрителя, у нас есть. И я уверен, что 100 процентов фильмов не будет никогда, как бы усиленно мы ни работали.

— Интернет — магнит для сквернословов, а вы печатаете отзывы пользователей о фильмах. Как вылавливаете матерщинников?

— Все очень просто. Первый год на «Кинопоиске» не было регистрации, и каждый мог писать что угодно о фильмах, но в конце концов жизнь заставила более внимательно следить за текстами и оценками — отлавливать сквернословов и накрутчиков оценок. Сейчас, прежде чем публиковать отзывы, их смотрят модераторы и отбирают интересные. Цензуры никакой нет, наши специалисты смотрят на то, удовлетворяет ли текст хотя бы элементарным правилам русского языка. Положительная рецензия или отрицательная — неважно, важно, чтобы интересная. Отзыв «Джонни Депп — милашка, фильм супер» и 15 восклицательных знаков мы не опубликуем никогда, да не обидится на меня его автор. Сегодня нам регулярно пишут тысячи авторов. Можно сказать, что мы их воспитали — люди видят, какие тексты мы публикуем, и стараются соответствовать.

Виталий Таций с дочерью Анной

— Вы упомянули накрутчиков оценок за фильмы. Народное голосование пытаются использовать для рекламы фильмов?

— Конечно, но сейчас уже меньше. Все знают, как мы ответим на просьбу подкрутить оценку и рейтинг. Мы достигли такого уровня, что можем, извините за грубое выражение, послать любого прокатчика, не боясь с ним поссориться. И таких ссор было немало. Но доверие любителей кино дороже. Деньги, поступающие от прокатчиков за рекламу, составляют всего 30 процентов от нашего общего дохода. Так что если мы со всеми прокатчиками поссоримся, останемся на плаву. Мы же не только фильмы рекламируем, но и автомобили, и все что угодно.

Бондарчук шлет нам СМС

— За годы работы в этой сфере наверняка повидали киноманов. А себя считаете знатоком? С ходу назовете все фильмы Франсуа Озона или изобразительные особенности картин Тарковского?

— Ха-ха. Вряд ли. Я не знаток, знатоки — это критики и журналисты, которые у меня работают, я поставщик услуги, модератор. Кино я люблю и смотрю обычно то, что нравится большинству наших пользователей (очень редко смотрю фильмы, которые аудитория оценила ниже чем в 7 баллов по 10-балльной шкале). Это не артхаус, не фестивальное кино, а хорошие комедии и боевики, как было в юности. Кто-то назовет это кинопопсой, и я соглашусь с этим и не соглашусь одновременно. Качественное коммерческое кино такая же редкость, как и в любом другом жанре. И как в любом другом жанре, у коммерческого кино есть свои шедевры.

Виталий Таций с супругой Татьяной в Рио-де-Жайнейро

— «Крепкий орешек» и «Терминатор-2», например?

— А вы не согласны с тем, что это шедевры? Технологии в кино бегут вперед, а в жанре экшен лучше этих фильмов фактически ничего и не сняли.

— И все же вы установили для себя количество фильмов, которое нужно просматриватьть еженедельно или ежемесячно?

— Нет, стараюсь смотреть больше, но занятость мешает. Люблю смотреть в кинотеатрах или на экране домашнего телевизора. Ненавижу смотреть фильмы на экране компьютерного монитора — мучение, а не просмотр. По моим подсчетам, я просмотрел около тысячи фильмов. Это красивая цифра, но достаточно небольшая. У некоторых моих работников по 3–4 тысячи картин посмотрено. Они смотрят фильмы каждый день, а у меня смотреть каждый день не получается. В месяц смотрю максимум 3–4 фильма. Работа, семья, дети… И все же знаковые картины, о которых все говорят, я стараюсь посмотреть, чтобы быть в курсе происходящего в кинематографе. Некоторые считаю настолько важными, что собираю коллектив и в рабочее время мы идем в кинотеатр толпой. Не так давно ходили на фильм «Джобс» про Стива Джобса — картина не супер, но история вдохновляющая, полезно посмотреть с командой.

— Как человек, который держит руку на пульсе кинематографа, скажите: российское кино на спаде или подъеме?

— Все очень просто. До «Ночного…» и «Дневного дозора» в России фактически не было прокатного кино. «Дозоры» показали, что русское кино может делать сборы. И после этого на экраны хлынули низкосортные фильмы, которые рекламировались как блокбастеры. И люди перестали доверять громким словам и ярким трейлерам и разлюбили ходить на российские фильмы. Эта нелюбовь жива и сейчас. Но «Сталинград» показал, что при правильной раскрутке наша картина может выстрелить.

 

— Вы знакомы с кем-то из кинорежиссеров или актеров? Они, наверное, к вам тянутся…

— С моими журналистами дружат многие, тот же Федор Бондарчук посылает нашим редакторам свежие цифры кассовых сборов эсэмэской с собственного телефона. И не он один. Я держусь в стороне от этого процесса, и делаю это сознательно. Сознательно сторонюсь тусовок, сознательно не иду на сближение. Я ни разу не был в Каннах, где мои журналисты бывали раз по пять каждый. Не сближаюсь, потому что хочу остаться независимым — на меня нельзя надавить, я никому не друг.

В родную школу не пустили

— Очень интересно узнать, где и в каких условиях живет создатель самого популярного киносайта страны — Рублевка или Хрущевка?

— Нечто между. Дома на Рублевке нет. Пока. Мы с семьей живем как обычные люди в обычной хорошей квартире, правда, съемной, но недалеко от офиса. Мы — это я, жена и двое детей: дочка шести лет и малыш. Есть хорошая машина, но нет водителя. Дочка ходит в обычный московский детский сад, и мы уже присмотрели для нее обычную школу.

 

— На каком кино воспитываете детей? Одна моя знакомая вместо телевидения накупила для своего ребенка дисков «Союзмультфильма» и «кормит» его только этим. А вы фильтруете телевизор?

— У нас такого нет. Дочка смотрит в основном детские каналы, и ничего вредного я в них не нахожу. По крайней мере, в тех, которые подключены у нас дома. Малыш пока ничего не смотрит. Когда подрастет, конечно, буду воспитывать вкус, подбрасывать нужные фильмы — интересные, хорошие и добрые, — пока сами не начнут выбирать.

— С женой ваши киновкусы совпадают?

— Ей обычно нравится то, что я выбираю для семейного просмотра. И в оценках фильмов мы с женой обычно сходимся.

Виталий Таций с супругой Татьяной

— В период ухаживания за супругой в кино ее водили?

— Само собой. Ходили на все подряд, на все картины, которые шли в кинотеатрах. Потому что главное было не сюжет фильма, а желание побыть вместе. Я тогда вообще не особенно на экран смотрел.

— На своей страничке в соцсети вы упомянули о том, что недавно заходили в родную школу и встретили преподавателей. Ностальгия налетает?

— Ну конечно, это мой родной город, в нем я провел детство и юность — 17 лет там прожито. Недавно, действительно, зашел в одну из своих школ, 29-ю, в ней я оканчивал 9 классов, и встретил в коридоре своего классного руководителя. Поговорили несколько минут. Я хотел встретиться и с другими моими учителями, но они по разным причинам в этой школе уже не работают. Под настроение отправился и в школу № 11 с математическим уклоном, где учился в 10-м и 11-м классах, но там оказался безумно злой охранник, и меня не пустили. Зимой встречались с одноклассниками, получилось очень душевно, переписываюсь в Интернете с некоторыми. Связь с Череповцом не теряю

Текст: Сергей Виноградов
Фото: из архива Виталия Тация



Источник фото: из архива Виталия Тация



На эту тему: