Наталья Ситуха, художник-модельер: «Нужно думать о хорошем, и в жизни его станет больше»

.
. / Источник:
Обаятельная, тактичная и доброжелательная — истинная женщина. Уже почти 20 лет она создает костюмы для Камерного театра и большинства музыкальных коллективов города и области. Несмотря на богатейший опыт, она продолжает совершенствовать свои знания и навыки, постоянно ищет новые формы и образы.

С главной феей театральных подмостков Череповца, а по совместительству — кандидатом в члены Союза художников России Натальей Ситухой, наш журналист встретился за кулисами Камерного театра, где она рассказала, за что любит Вячеслава Зайцева и почему так интересны японские кутюрье.

О выборе профессии

Я родилась и выросла в Череповце, можно сказать, что все детство и юность прошли в этом городе. Правда, потом я уезжала на учебу — сначала в Киров, где окончила Кировский технологический техникум по специальности «моделирование и конструирование одежды», потом в Санкт-Петербург, где училась в филиале Московского технологического института по специальности «конструирование и технология одежды», — но всегда возвращалась. Я с самого детства знала, кем я буду, знала, что моя работа будет связана с дизайном, и ничего другого себе не мыслила. Если бы не получилось с дизайном одежды, то выбрала бы профессию, также связанную с красотой и творчеством, что-то очень женское. Художник во мне выстрелил бы так или иначе.

 

О творчестве и вдохновении

Свой профессиональный и творческий путь я начинала с создания коллекций, а заказы на сценические костюмы стали появляться чуть позже. Создание театральных костюмов — это возможность прочувствовать эпохи, стили, характеры, поработать с режиссерами и актерами. Эта сторона профессии для меня более интересна, нежели работа на подиум. Идеи для театральных костюмов возникают всегда по-разному. Вдохновить может все, что угодно... Берешь отовсюду по чуть-чуть и получаешь интересный, неожиданный результат.

Все начинается с того, что при работе над костюмами к постановке режиссер намечает эпоху или стиль. Причем не обязательно играть шекспировскую пьесу в костюмах XVI века — это может быть современная интерпретация или какой-нибудь фантазийный костюм. Поэтому художник должен обязательно знать историю костюма. Также необходимо смотреть спектакли других театров, знакомиться с работами других художников. На все это накладывается твое собственное видение мира, и тогда на выходе получается результат, отличный от остальных.

 

Об именитых кутюрье и трудолюбии

Мне очень нравятся работы японских дизайнеров, где одежда создается за счет поиска новых конструктивных линий, решений. Из российских дизайнеров всегда очень хорошо относилась к Вячеславу Зайцеву. Он сумел в те сложные годы стать выдающейся личностью, а это признак колоссального труда и колоссального таланта. Еще мне нравятся Виктория Андреянова и Татьяна Парфенова, которые, невзирая на такую долгую жизнь в мире моды, никогда не разочаровывают и отличаются от других оригинальными новаторскими идеями.

Чтобы попасть в историю моды, нужны не только творческие способности, но еще желание и умение много работать. Вячеслав Зайцев тоже когда-то начинал с нуля, и, повторюсь, не в самое благоприятное время, когда даже выбор тканей был крайне ограничен. Подкрепив свой талант усердием, несмотря ни на что, он смог заявить о себе. Поездив по древним русским городам, где изучал сочетания цветов и орнаменты, он нашел свой стиль, которому не изменяет до сих пор. Прославляя в своих коллекциях старые русские традиции, он всегда подает их очень современно, и это по праву называют высокой модой. Да и любовь к заказчику, наверное, выводит на такой уровень, многие подтвердят: так, как говорит о женщине Зайцев, не говорит никто.

Художнику-модельеру высокого класса реализоваться в Череповце, да и в стране очень непросто. Но я считаю, что талантливый человек в любом случае проявит себя, и не последнюю роль здесь играют трудолюбие, умение глубоко «копать» в профессии и ответственное отношение к своим обязанностям.

 

О камерном театре

С Камерным театром мы начали сотрудничать еще в 1996 году. Первый спектакль, который мы вместе сделали, назывался «Матриархат», с него и началась моя работа с театральным костюмом. «Золушка», которую мы поставили этой зимой, — мой 23-й спектакль как художника по костюмам. Кроме Камерного театра я работала со многими известными творческими коллективами города и области, такими как «Гостья», «Русский Север» и «Гран-при».

О своем стиле

Я люблю простую и элегантную одежду, с элементами интересной отделки. Что-то романтическое. В душе я всегда остаюсь романтиком, верю в чудеса и добро и надеюсь за счет одежды приукрасить нашу жизнь. Что сама предпочитаю носить? Эвелина Хромченко в своих программах говорит, что модный образ и «простенько, серенько, удобненько» — несовместимые понятия, но жизнь диктует свои требования: когда нужно многое успеть, приходится носить максимально комфортные и простые вещи.

Для себя практически не шью; как правило, все свои лучшие идеи стараюсь воплощать для клиентов. Я человек мягкий, не диктатор, поэтому предпочитаю вовлекать клиента в творческий процесс, и тогда он сам выходит на то, что хотелось бы получить нам обоим.

 

О времени

Творческий человек существует как бы вне времени и пространства… Мне не хватает 24 часов в сутки. Причем чем дальше, тем больше. Жизнь становится быстротечнее, расширяются границы желаемого и того, что нужно объять. Для меня нормально лечь в час ночи, а встать в семь утра. Я, конечно, не могу себе позволить уехать на две недели на море и совершенно забыть о делах и работе. Но если запланировать поездку месяца за два, то, может быть, что-то и получится. Но у меня бывали и долгие годы без отпусков.

О семье и традициях

Я бы сказала, что у меня среднестатистическая семья. Муж, сын и, слава богу, родители. Супруг живет в Москве, а сын — офицер, служит в Тольятти, в детстве он хотел быть журналистом и писать книги о войне, а в итоге стал военным. Для меня в семье самое главное — понимание, забота и в чем-то сострадание. Это то, чего я всегда жду от своих домочадцев, и они справляются с этим «на пятерку».

Каких-то особенных традиций в нашей семье нет. Но например, мы вместе отмечаем Новый год, с елкой и подарками. Моя личная «традиция» — одинаково ответственно относиться как к работе, так и к семье, к исполнению своих функций в ней. Вообще, считаю, что свою жизнь нужно строить так, чтобы утром хотелось идти на работу, а вечером возвращаться домой. Еще я люблю, чтобы дома было уютно, комфортно и красиво.

 

О женском счастье

Для меня женское счастье — это здоровье близких, особенно родителей, и чтобы у мужа и сына все складывалось хорошо. Жизнь не имеет смысла без детей. Самое главное, что может быть у женщины, — это дети. С детьми всегда есть желание что-то делать, потому что есть ради кого и для кого. Дети — своеобразная лакмусовая бумажка, ведь если ты состоялся как родитель, значит, и во всех других начинаниях тебя ждет успех.

О принципах жизни

Стараюсь всегда оставаться честной с людьми, жить с любовью в душе. Но со мной непросто: я очень требовательный человек, и к себе, и к окружающим… Еще я считаю, что надо думать о том, что ты думаешь и что ты чувствуешь. Потому что мысли и желания материализуются. И чем больше степень желаемого соответствует добропорядочным понятиям, тем быстрее все сбывается. Плохие мысли тоже материализуются, поэтому нужно думать о хорошем, и в жизни его станет больше.

 

Блиц-Опрос:

Знак зодиака: Дева.
Цвет: Черный. Я не считаю его мрачным, на фоне черного все цвета смотрятся интереснее.
Книга: «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Тема сильной женщины из романа перешла в стиль жизни.
Кинофильм: Что-то из серии достойных фильмов 60–80 годов, не обязательно комедии.
Цитата: Их немало, и они зависят от обстоятельств.
Домашний любимец: Люблю животных. У меня дома живет красавец-пекинес. Безумно рада, что 12 лет назад решилась его взять. Очень смышленый и все понимает, мы с ним большие друзья.
Вопрос, который вы часто себе задаете: «Все ли я сегодня успела сделать и что прибавилось к намеченному на завтра?»
Идеальные параметры «вашей» модели: Внутренняя наполненность человека всегда важнее, чем внешние очертания.
Хобби: Собираю винтажные вещи, самой ценной из них считаю старинный манекен с невероятно тонкой талией — ему около 100 лет. Он попал ко мне по счастливой случайности, хотя его готовили на выброс. Я отреставрировала его, сменила обивку и тем самым дала ему новую жизнь. Кроме того, коллекционирую фигурки ангелов — в моей коллекции их уже более 80 штук! Признаюсь, я их всех очень люблю.

Текст: Анастасия Степанова
Фото: Вячеслав Боронин





На эту тему: