Принимаю условия соглашения.
10699 +140
Умерли
188 +12
gorodche.ru
На территории Дарвинского заповедника ученые исследуют место падения древнего метеорита На территорию заповедника сто тысяч лет назад упал огромный метеороид.

23 ноября 2016, 12:07
На территорию заповедника сто тысяч лет назад упал огромный метеороид.

На сегодняшний день от этого падения остались следы — круглые котловины, заполненные водой. Это доказано и подкреплено научными исследованиями учеными заповедника и геологами и геофизиками из Института физики Земли РАН.

«Эти круговые структуры, сильно выделяющиеся среди монотонного болотного ландшафта заповедной территории, имеют размер в диаметре около 4 км каждая. По нашему мнению начальная глубина кратеров достигала 300 м. Обе астроблемы (от древне-греческого αστρον — «звезда» и βλημα — «рана», то есть «звёздная рана») окружены земляным валом высотой 4–6 м, имеющим правильную геометрическую форму кольца. Располагаются они в прибрежной мелководной зоне Рыбинского водохранилища, и в полноводные годы центральная плоская часть заполняется водой», — рассказывает младший научный сотрудник заповедника, географ- эколог Дмитрий Садоков.

И таких структур диаметром от 0, 5 до 5 км, наблюдается около двух десятков. Сотрудников заповедника всегда интересовал вопрос о происхождении этих кольцевых образований. Если посмотреть на космический снимок заповедной территории, то можно четко увидеть две идеально круглые структуры, напоминающие метеоритные кратеры, в настоящее время представляющие собой подтопленные озера.

«Эти объекты привлекли наше внимание еще два года назад, и мы вместе с геологами и геофизиками из Института физики Земли РАН начали работу по изучению этих мест. Было высказано предположение, что сама котловина и эти озера образовались в результате наклонного столкновения с Землей крупного астероида, распавшегося в атмосфере на отдельные фрагменты, вследствие аэродинамического разрушения. Для проверки этой гипотезы было проведено полевое изучение и опробование кольцевых структур в районе заповедного кордона Бор-Тимонино с целью выявления следов ударного взаимодействия во вмещающих породах и качественного состава породы», — рассказывает заместитель директора по науке, кандидат биологических наук Мирослав Бабушкин.

Полученные наблюдения и результаты лабораторных исследований дают основание говорить о так называемых «астроблемах» (от древне-греческого αστρον — «звезда» и βλημα — «рана», то есть «звёздная рана»).

Как правило, при ударе метеорита на земную поверхность привносятся различные инородные минералы и химические элементы, по которым потом возможно идентифицировать первоначальное строение космического тела.

По итогам работ в Дарвинском заповеднике в 2016 году обнаружены специфичные минералы, привнесенные из космоса (троилит, оплавленный хромит, ильменита, кусочки метеоритного железа и др.) и аномально высокие концентрации зерен серебра, концентрация которых в породах Вологодской области крайне мала. Этот факт натолкнул ученых на мысль о том, что упавший когда-то метеорит состоял из серебра. На фото - зерна серебра в пробах грунта.

Кроме этого, ученые обнаружили полую магнетитовую мегасферу диаметром около 3 мм. Именно такие шарики были впервые найдены английской экспедицией под руководством Мюррея и Ренарда на судне «Челленджер» в глубоководных красных глинах Атлантики в 1891 году и отнесены к космической пыли и названы «космическими шариками».

Магнетитовый шарик в пробах грунта

Подводя итоги двухлетних исследований, можно сказать, что благодаря проведенной работе впервые в рыхлых породах центральной части Рыбинского водохранилища обнаружено самородное серебро в виде микроразмерных частиц, при этом его концентрации в некоторых пробах достигают промышленных значений. Кроме того, доказано, что кольцевые структуры рельефа, в пределах заповедной территории не что иное как астроблемы, т.е. места удара о землю метеорита.

Взятие образцов грунта с валов Бор-Тимонистской астроблемы

Есть предположение, что крупный метеороид раскололся на несколько более мелких частей, и в результате их бомбардировки земной поверхности образовались многочисленные кратеры. Со временем они замывались водами таявших ледников, заносились песчаными осадками рек и озер, и теперь мы видим остатки их краевых валов на космических снимках и на местности. В отличие от, например, всемирно известного Аризонского кратера, астроблемы Дарвинского заповедника отличаются, прежде всего, тем, что они испытали воздействие ледника 25–15 тыс. лет назад, и при его таянии они были частично заполнены песками и глинами, т.е. в настоящий момент почти полностью погребены под ними.

Структуры проявления зерен троелита в пробах грунта из заповедных астроблем

Чтобы с уверенностью утверждать, что же именно произошло на современной территории заповедника 100 тыс. лет назад, необходимы дальнейшие исследования. В следующем полевом сезоне заповедные ученые продолжат свои уникальные исследования.

Фото Мирослава Бабушкина, Алексея Илюхина