Меридиан событий: Госдума выводит «монстра» на рекламный рынок

.
.
Казалось бы, летом народные избранники традиционно должны уйти на каникулы. Работа тяжелая, нервная и надо когда-то отдыхать, но не тут-то было. «Куда спешите? Депутаты должны работать, а вам бы побыстрее уйти из зала», - возмущенно указывает председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. И работа продолжается ударными темпами. Проблема в том, что именно сейчас парламентариями принимаются решения, которые могут перечеркнуть свободное развитие бизнеса в России. Речь идет о рынке рекламы.
Подпишитесь и читайте нас в:

В минувшую пятницу депутаты ГД в 1-ом чтении одобрили проект закона о создании единого оператора для цифровой наружной рекламы. Основной аргумент — национальная безопасность и борьба с фейками.

Единый оператор должен будет контролировать как рекламные табло на улицах регионов, так и классифайды. Данное предложение просто шокировало рынок. Региональные операторы дружно написали письмо Володину, однако когда на одну чашу весов ставят безопасность страны, сложно доказать, что целую отрасль ждет катастрофа. Но судя по всему, автор законопроекта убежден, что его примут. Ведь проект получил поддержку подавляющего большинства парламентариев — 266.

Сама идея вызвала недоумение не только у представителей МСП. Дело в том, что в настоящее время отсутствует государственный и отраслевой запрос на такой закон. Российское законодательство содержит достаточные механизмы контроля за размещаемыми данными. В случае нарушения закона любой оператор наружной рекламы находится под риском аннулирования разрешения и расторжения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. И все это понимают. Тем не менее, идея подана единороссами как очень актуальная.

Один из депутатов, который присутствовал на заседании, рассказал «Московскому комсомольцу» свою точку зрения на произошедшее:

«Любой монополизм приводит к коррупции и в итоге к загниванию рынка. Самое интересное, что закон выдвинул какой-то неизвестный депутат, который до этого никогда никак себя не проявлял. И вдруг он вносит законопроект на рассмотрение Госдумы накануне вечером, а сегодня его уже рассматривают в первом чтении без официального отзыва правительства, чего практически никогда не бывает».

По мнению инсайдера, необходимо было первоочередно узнать мнение регионов, а не «подло» пропихивать побыстрее:

«Поскольку такой документ затрагивает бюджеты регионов, то и рассылать его нужно было, прежде всего, по регионам, чтобы они высказали свое мнение. Но их даже не спросили. А речь идет о совокупном бюджете в более, чем 70 миллиардов рублей».

По мнению депутата, похоже, что на коррупционную составляющую проект также не проверялся, так как на конкретный вопрос по этому поводу, автор не дал ответа.

Лоббистом проекта о едином операторе выступил зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов. Основная идея — создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Этот загадочный оператор должен будет ставить и эксплуатировать конструкции и информационные ресурсы для размещения данных на них, а также, размещать объявления физлиц в Сети. В отношении классифайдов автор выдавал аргумент — избавление от мошенников.

Было бы прекрасно, если бы и вправду схема вычисляла мошенников и недобросовестных продавцов товаров и услуг, да только вот часто на государственных каналах и радиостанциях можно услышать/увидеть рекламу чудо-средств от порчи и сглаза, настойки для пенсионеров от всех болезней и прочие сомнительные вещи, продаваемые с накруткой доверчивым россиянам. Так что в благие намерения верится с трудом.

В пояснении к законопроекту сказано, что наружка на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски объявлений — это самые уязвимые сектора в информационной среде. Данные, представляемые на них, могут быть использованы против России и ее граждан, а также юридических лиц. Единый оператор же сможет всех защитить, уверен Кирьянов.

Электронные табло можно будет ставить и эксплуатировать лишь с применением информационной базы единого оператора. Старые конструкции придется модернизировать под новую систему. Таким образом, региональным операторам придется подчиняться некой крупной частной компании и использовать одну базу данных, а социальная реклама будет проверяться на соответствие законодательству. Тут и еще вопрос возникает: проверкой занимаются специальные структуры ФСБ, ФАС и правоохранители, тогда при чем тут частная рекламная компания?

Аналогичная ситуация и с электронной рекламой на транспорте. С одной стороны, заключают договор рекламодатель и собственник автобуса (как пример), но только через базу единого оператора. Если же тот захочет использовать под табло государственный подвижной состав, контракт с ним будет заключен вне конкурса на 30 лет. Ну и, физические лица также будут пользоваться системой оператора для размещения банальных объявлений.

Как предполагают противники закона, в руках некого частного монополиста окажутся огромные полномочия. Он будет создавать, развивать и эксплуатировать информационный ресурс для рекламных конструкций и досок объявлений. Конструкции будут размещаться, минуя ГОСТы для баннеров на дорогах и обходя конкурсы, если речь идет о госимуществе. Он обеспечивает бесперебойное функционирование и соблюдение требований безопасности, включая защиту персональных данных. Он по запросу уполномоченных органов власти (что удивительно — уполномоченных и в области разведки) блокирует, удаляет и уничтожает персональные данные физлиц, а также вносит прочие изменения в информацию, размещаемую на экранах. Он имеет право взимать с пользователей «плату за оказанные любые услуги с использованием информационного ресурса» (размер и порядок определяет сам — в договорах с абонентами). Только он — может осуществлять предпринимательскую деятельность по размещению объявлений граждан.

А теперь вопрос, который точно хотят задать наши читатели — кто же станет заветным оператором? Если бы им было государство — то можно было бы понять, но увы, депутаты-лоббисты отвергли данное предположение, заявив, что сейчас нет возможности делать рекламные госкорпорации. Так что речь идет о неком юрлице, свободном от иностранного контроля, системообразующей организации с рекламной функцией. У этого юрлица должны быть свои табло, причем на любом виде транспорта, и личная информационная система с исключительными правами на нее.

В ходе обсуждения назывались частные компании, в чьих интересах может быть принят такой закон. По данным одного из депутатов, в ГД работает парламентарий, аффилированный с крупнейшим игроком отечественного рынка рекламы — «Russ Outdoor».

Как уже известно, системообразующх рекламщиков в правительственном списке двое — «Русс Аутдор» и Gallery. Первый как раз имеет носители на объектах транспортной инфраструктуры. Формальным собственником «Русс Аутдор» является Media Support Services, который зарегистрирован на Британских Виргинских островах. Но в прошлом году руководитель компании Роберт Мирзоян сообщал изданию «Ведомости», что фактические акционеры — ООО «Стинн» (владелец — Григорий Садоян) и «ВТБ капитал» в долях 73,57% на 26,43%.

В отчете Admetrix-Эспар за минувший год эта пара компаний называется лидерами рынка digital-out-of-home. «В главном сегменте DOOH, «сетевых» цифровых билбордах, уровень концентрации был значительно выше, — ссылается на исследование «Фонтанка», — На долю двух компаний-лидеров (RUSS OUTDOOR на первом месте по площадям и биллингам, а GALLERY — по общему количеству экранов) приходится соответственно 38,4% и 29,1% от общего объема выручки в этом сегменте».

Аргументом является и то, что «Русс Аутдор» не подписалась под коллективным письмом региональных операторов спикеру Володину. А всего было набрано порядка 50 подписей! Речь идет о 80 процентах рекламных конструкций в РФ. Операторы просят не допустить принятия проекта закона. Они предполагают, что опасность взлома хакерами единой системы обойдется государству гораздо дороже. Во-первых, мошенникам в руки попадет огромный объем данных физлиц и юрлиц, а во-вторых, на всех экранах страны может появиться незаконный контент. Очевидно, что единая цифровая система — мечта для хакеров.

Но есть и иные весьма неприятные моменты. Принятие законопроекта повлечет сокращение поступлений в региональные бюджеты за пользование землей и ухудшит возможность региональной власти финансировать социально-значимые проекты. Одним законом будет разрешено какому-то частному лицу вмешиваться в полномочия органов власти по формированию облика городов. Про обход ГОСТов уже сказано ранее. Аварийность на дорогах станет выше. Но самое главное в этом то, что монополист разместит по всей стране в самых ключевых локациях свои конструкции и установит монопольно высокую цену для рекламодателей. Так, будут ликвидированы 90% федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы, потеряют работу десятки тысяч высококвалифицированных специалистов. То есть, с одной стороны, с рынка уходят иностранные компании и люди теряют работу, а с другой своя власть создает такие условия, что высококлассные специалисты также остаются не у дел. А это приведет к дополнительной социальной напряженности в период экономической нестабильности.

Не стоит забывать, что в текущей ситуации закредитованность этих компаний составляет свыше 15 миллиардов рублей. Источников для обслуживания и погашения этих долгов не будет. Аналогичную сумму потеряют и регионы, разыгрывающие торги на право размещения рекламных конструкций. Также регионы потеряют доходы от уплаты налога на прибыль, УСН и НДФЛ.

Что касается досок объявлений, то раньше они не попадали под закон о рекламе, а тут их автоматом перераспределили в пользу нового оператора. А вот как отреагировали представители Avito: «Создание больших компаний — лидеров индустрии занимает годы, это долгий кропотливый труд. Устойчивые ИТ-бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявлений, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли. Совершенно непонятно какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России».

Все эти вопросы очень важны, но депутат Кирьянов предпочел делать упор в доказательной базе на русофобии с помощью электронной рекламы. Не знаю, могут ли читатели назвать примеры такой рекламы в Сети, но автор законопроекта сам не смог, поэтому тут же охарактеризовал закон профилактическим. Ни одного случая появления на экранах опасного контента не могут назвать и региональные операторы.

Что касается объявлений физлиц (вроде тех, кто продает б/у швейную машинку), Кирьянов не стесняясь огласил цифру в 76% контроля данной сферы компаниями с иностранным участием. Акцент он сделал как раз на Авито.

Эксперты же считают, что, доля иностранного участия в структуре собственности российской наружной рекламы близка к 0. Рынок стал цивилизованным и прозрачным, а его участники — это МСП, которому нет смысла прятать себя за границей. Парадоксально, но иностранный капитал, может найтись разве что у компании «Russ Outdoor», созданной в свое время американским медиамагнатом Рупертом Мердоком.

Представитель коммунистов Николай Арефьев резонно заметил, что обсуждение просто позорно и не имеет абсолютно никакого отношения к национальной безопасности. Он добавил, что проект не был предметно обсужден на заседании комитета, а структуру, которая должна стать единым оператором прямо назвал «монстром».

Очень эмоционально высказался о законопроекте справедливоросс Валерий Гартунг. Он привел в пример систему Платон, благодаря которой «одна частная компания доит весь транспорт» Росфедерации. А теперь такое же хотят провернуть с рынком рекламы.

Валерий Гартунг:

«Автор законопроекта заявил, что опасность есть, потому что ведущие рекламные компании принадлежат иностранцам. Но ведь у нас есть закон, который заставляет иностранные компании перерегистрироваться в российской юрисдикции. Распространите на рекламщиков действие этого закона, и никакой единый оператор не понадобится».

Речь Гартунга была убедительна, но за Кирьянова заступился спикер Володин. Он согласился, что проект нуждается в доработке, но подчеркнул, что пора уже на место поставить иностранные компании, которые зарабатывают на россиянах, а деньги отправляют в свои экономики, вредя России. Он заговаривал примерами о замерзающей Европе и биолабораториях, а затем и вовсе стал угрожать депутатам, мол если не хотят усиления экономики России, то пусть будут голосовать поименно, чтобы отвечать перед избирателями.

Вячеслав Володин:

«Нам что нужно — результат или процесс? Результат, здесь троцкистов нет».

И народные избранники проголосовали.

Генеральный директор компании «ДРИМ» Игорь Лернер:

«Последствия принятия подобного закона катастрофичны. Он полностью уничтожит отрасль наружной рекламы, разорив огромное количество представителей малого бизнеса по всей стране — собственников не только самих видеоэкранов, но и владельцев стандартных статических рекламных конструкций».

По словам Лернера, собственники видеоэкранов не смогут нормально работать через какую-либо единую систему, так как при этом потеряется эффективность и оперативность работы представителей малого и среднего бизнеса, особенно если им придется работать на своих собственных видеоэкранах по расценкам, утверждаемым в другом месте.

«Будут уничтожены все усилия региональных властей, которые за последние годы навели в своих городах порядок в схемах размещения рекламных конструкций, создали единую рекламную экосистему, демонтировали все лишние рекламные конструкции, провели торги, и вдруг окажется, что теперь можно опять устанавливать рекламные конструкции где угодно, без учёта существующих схем размещения. Будет нанесен непоправимый ущерб великолепной архитектуре наших городов за счёт появления новых конструкций на самых оживленных перекрестках и в центральных частях городов, в тех самых местах, откуда администрации только что демонтировали другие конструкции, которые с их точки зрения не вписывались в городскую среду», — поясняет Лернер, также называя нового возможного конкурента «монстром».

Поскольку конкуренция с монополистом станет непосильной задачей, то рост цен на размещение наружки будет неминуем. И это нанесет очередной удар по рекламодателям, у которых итак не лучшие времена.

В Сети данное внеплановое заседание депутатов вызвало большой резонанс. Вот, что писали пользователи на тему законопроекта:

Ольга:

«Такое ощущение, что у нас деградация идёт во всех сферах жизни общества. Антимонопольная служба существует только на бумаге? Зачем она создавалась?».

Дмитрий:

«Театр абсурда. 266 человек в Госдуме представляют интересы частного бенефициара. Лакмусовая бумажка, показатель опасной тенденции превращения государства в колосс на глиняных ногах. Ладно бы ещё государственный оператор был — с прозрачным бюджетом, с направлением доходов на соцобеспечение, например. И то, это путь деградации — уничтожение конкуренции и абсолютная монополизация, со всеми негативными последствиями. Но частнику, на 30 лет? Чьи интересы представляет государство, возникает вопрос?».

Алексей:

«В чьих интересах действуют? Итак весь мелкий-средний бизнес загублен, ещё и в части рекламы захват намечается».

Андрей:

«Очень большой негатив вызывает данный законопроект у представителей МСП, которые всю жизнь занимались рекламой в регионах. По сути это может привести к закрытию их бизнеса. В Новгородской области работают местные предприниматели сфере рекламы, для которых это тоже может оказаться ударом. Если правильно помню данный законопроект не проходил через общественные слушанья ни через ОП РФ, ни через деловые объединения».

Юлия Галунова



На эту тему: