Непонятное ЖКХ: кому выгоден постоянный рост тарифов?

.
. / Источник:
Исповедь председателя ТСЖ.

Председатель одного из товариществ собственников жилья (ТСЖ) Вологды Татьяна ЖУРАВЛЕВА рассказала, почему люди копят долги за жилье, что стоит за разговорами о неэффективности управляющих компаний, и какое «налоговое бедствие» ждет вологжан уже в следующем году.

Кто считал?

- Татьяна Геннадьевна, в июле вологжан в очередной раз «обрадовали» повышением тарифов ЖКХ. Насколько оправдана такая политика?

- Считаю, что в отношении тарифов политика все-таки неправильная. С учетом уровня жизни населения, тарифы очень сильно бьют по карману. Вот людям сказали: будет повышение примерно на 6,1%. И вот пример. У нас дом с электроплитами, тариф был 2 рубля 35 копеек (за киловатт электроэнергии — Прим.Ред.), будет 2.80 — где тут шесть процентов? А у других повышение меньше — с 3.30 до 3.50. Выходит что-то вроде «средней температуры по больнице».

Я - финансист по роду деятельности, меня просто интересует сам экономический расчет тарифа, утвержденный Региональной энергетической комиссией в Череповце. Как они обосновывают тарифы по Вологде? Наш дом отапливает Западная котельная. До 1 июля одна гигокалория тепла там стоила 859 рублей. Но я платила 1491 за Гкал от теплосети! Хотя я точно знаю, что тепло мне идет именно от котельной. Почему «передатчик» берет такую наценку? В Череповце, кстати, тарифы в зависимости от котельной - разные, и в целом они ниже вологодских, хотя зарплаты — выше.

- А итог всех повышений каков? Не можем собрать квартплату?

- Здесь интересный момент. У нас дом — наполовину элитный, наполовину, так скажем, обычный. Парадокс в том, что наши бабушки привыкли все оплачивать в срок и вовремя, а наши бизнесмены как-то все время копят долги. Есть, например, одна квартира, там живет далеко не бедный товарищ, ездит на дорогой машине. Но он весь в долгах, наши 100 тысяч для него — капля в море, там счет идет на миллионы. Просто так живет человек.

У нас в ТСЖ - нормальная собираемость по квартплате, если сравнивать с другими. В среднем по стране она — около 70 процентов, если, к примеру, 85% - считается, что уже хорошая.

- Получается, почти каждый третий россиянин, вологжанин не платит за квартиру! Не проще ли снизить тарифы, чтобы все могли спокойно по ним рассчитываться?

- Видимо, наше правительство считает по-другому. Конечно, есть «силовые» методы, но принудительно отключить можно разве что газ. Попробуйте-ка отключить горячую, холодную воду, свет! Пострадают другие жильцы, ни в чем не повинные. Раньше практиковалось выселение из квартир, сейчас это по закону сделать почти невозможно. Получается, власть загоняет в долговую яму и простых людей, и себя.

Самостоятельность не в почете

- В последнее время часто говорят о неэффективности управляющих компаний, о том, что они плохо собирают платежи. Что странно с учетом того, что в свое время власти всячески поддерживали их создание...

- Для начала — в чьих интересах они работают. Управляющая компания перед тем, как устанавливать тарифы, обязана созвать общее собрание собственников. Где вы видели хоть одно? Но они ведь повышают тарифы. Дочь у меня за 44 метра в своей «хрущевке» платит управляющей компании больше, чем я за 80 метров в ТСЖ. УК не заинтересованы ни в каком снижении, это же коммерческие организации, просто бизнес. На месте администрации я ввела бы, как раньше, разделение управления жильем по районам города. А то представьте: я — директор УК, у меня один дом в Лосте, второй — в Лукьяново, третий, скажем, в Ананьино. Какое тут эффективное управление? Об этом даже речи быть не может. И опять-таки, от того же Ананьино все управляющие компании отказались — невыгодно. Они не хотят возиться со старыми неприбыльными домами, они не будут думать о том, смогут ли люди оплачивать установленный ими тариф. Их интересует только одно — деньги.

- Но почему, в таком случае, вологжане массово не переходят на другую форму управления домом — ТСЖ?

- Сам процесс создания ТСЖ очень сложный. Мне повезло, не пришлось начинать с нуля - в доме существовали два ТСЖ, которые просто объединились в одно и выбрали меня председателем. На тот момент на нашем доме висел долг больше чем в полтора миллиона рублей. Мне говорили, что вот-вот отключат воду, отопление, электричества не будет в подъездах. И спросить совета не у кого. Очень обидно, что наш департамент градостроительства и инфраструктуры не собирает председателей ТСЖ, в отличие от УК, не разъясняет им те или иные нюансы управления домом. Вроде как вы самостоятельные, так сами и живите.

Ремонт, да не тот

- Видимо, отчасти для того, чтобы «закрыть» проблемы управляющих компаний, в области создали единый фонд капитальных ремонтов. Что думаете по этому поводу?

- К сожалению, сама программа капремонтов сверстана по принципу - лишь бы сверстать. Я ходила на рабочие группы, встречи, семинары, все ждала, что сделают градацию: этому дому 5 лет, тому - 10, соответственно, и сроки ремонта, и тарифы должны быть разными. Плюс текущее состояние домов. У нас дому 10 лет, все оборудовано приборами учета. А в программе этого не указано.

- Не получится ли так, что по вашему дому на «ремонт» выделят деньги, потом приедет комиссия, посмотрит — все в порядке, а средства уйдут, как это часто у нас бывает, неизвестно куда?

- Все может быть. Но есть еще один подводный камень. Допустим, с полностью исправного дома берут деньги на ремонт другого. Подразумевается, что жильцы второго дома должны будут средства вернуть. А если они просто не станут платить? Знаете, сколько судов будет! У нас и так судебные приставы «жилищными» делами загружены — дальше некуда.

- С осени 2015 года каждый собственник в Вологде должен будет платить новый налог – 2% от цены принадлежащего ему жилья...

- Да, причем наши городские депутаты приняли решение с сентября 2015 года установить повышенные ставки в зависимости от стоимости квартиры. Подразумевается, что это будет инвентаризационная стоимость, но БТИ сейчас уже фактически нет. Где будут брать данные. Скорее всего, в кадастровой палате. И тут тоже есть нюанс. Инвентаризационная стоимость моей квартиры — примерно миллион 200 тысяч. А кадастровая палата оценила ее в три миллиона с лишним! Получается, что два процента налога у меня — это 62 тысячи рублей в год, сумасшедшие цифры. «Новую» стоимость можно оспорить через суд, обратившись к помощи частных агентств, но это тоже недешевое удовольствие. И об этом знают далеко не все. Что будет в 2016 году, когда люди получат налоговые уведомления, я боюсь даже представить.

Олег НЕЧАЕВ

Досье

Татьяна ЖУРАВЛЕВА родилась в Вологде в 1959 году, закончила политехнический институт по специальности «инженер промышленного и гражданского строительства». Работала в банке, в конце 1980-х ушла в бизнес, затем стала финансовым директором одного из вологодских медиахолдингов. Председателем ТСЖ работает восемь лет.



Источник фото: интернет-архив



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


На эту тему: