Алексей Иватовский, преподаватель: "Экономия на среднем образовании убивает профессионалов "

Смотришь сегодня газеты объявлений, сайты вакансий - везде требуются люди с рабочими специальностями. Но автобусы у нас водят гастарбайтеры, в сервисах чинят машины так, что плакать хочется. Куда подевались обычные технари?

Еще недавно их ковали в техникумах. Но сегодня там застой. Почему? Мастер производственного обучения вологодского политехнического техникума Алексей Иватовский считает, что система пока ещё держится - на династиях.

Отстали безнадёжно

- Алексей, уже не первый год вызывает недоумение, почему так много у нас требуется людей рабочих специальностей. Еще больший вопрос, куда подевались нормальные автослесари?

- Отвечу по специальности, на которую я обучаю - водитель категории B,C,D и Е. Во-первых, водителю-профессионалу всегда нужны дополнительные категории. Второе - оплата труда. В каком случае водитель-профессионал будет получать нормальную зарплату? Только в одном - если он будет работать с нарушением всех норм охраны труда. Через год, два, три такого режима водитель или уходит из этой сферы, или с ним что-то случается. А при нормальном режиме зарплата в 8-10 тысяч. Третье - опыт. Он требуется практически везде, а где шоферу получить этот самый опыт, если без него никуда не берут? Замкнутый круг. При этом не надо забывать про наше обучение. Посмотрите, на каком оборудовании мы учим ребят. Можно долго говорить о том, как важно использовать мультимедийное оборудование, компьютеры, обучающие программы. На определенном этапе это хорошо, но невозможно подготовить специалиста, который всё это железо, с которым будет иметь дело, своими руками не потрогал. У нас же получаются практически книжные специалисты. Работаем, например, на автомобилях «ЗиЛ-130», часть из них - 1990 года, с двигателем на бензине, а все современные грузовики ездят на дизтопливе. Поэтому выходят недостаточно подготовленные водители. Как и автослесари, кстати. В автосервисах обычно есть 1-2 классных специалиста старой закалки, которые занимаются серьёзным ремонтом. Остальные кочуют из одного сервиса в другой. Напортачил в одном, устроился во второй, в третий, потом попытался открыть свой. Поставил гараж, купил подъёмник, месяц попрактиковался, дальше - «я всё умею». Соответственно, качество ремонтов обсуждать не приходится.

Алексей Иватовский с учениками

О нас забыли

- Был ли смысл идти от частников в государственную систему образования?

- Государственная система образования мне дала две вещи. Первое - занимаюсь тем делом, которое мне нравится. Я пошел в образование с надеждой сделать мир лучше, думал, научу людей ездить по-другому.Глобально ситуация не изменилась, но человек 300 в Вологде ездят так, как я их учил, как и должны, на мой взгляд, ездить профессиональные водители. Второе - всё-таки стабильность, соцпакет, какая-то защищённость. Конечно, у частников можно заработать больше, но опять же вопрос - при каких условиях труда. Работая в автошколе, в автосервисе, я семью не видел. Здесь могу все-таки забрать ребенка из детсада, в выходные куда-то съездить и так далее.

- Сколько сейчас, если не секрет, может заработать мастер производственного обучения?

- Если говорить конкретно о зарплате, то разброс от 8 до 16 тысяч, в зависимости от квалификации, стажа и количества часов. Но мастера - люди взрослые и, как правило, семейные. Вот и представьте: может ли он содержать семью при современных тарифах на ЖКХ, электроэнергию, при постоянном росте цен? Это практически нереально.

- Примерно полтора года назад городские власти объявили, что образованию нужны молодые кадры, подняли зарплату учителям в школах, а про профессиональное образование напрочь забыли. Не обидно было?

- Более того, нам объявили, что реальное повышение зарплаты до 2018 года даже не будет рассматриваться. Не помню точно, чья была директива, но откуда-то не ниже областного уровня. Много ли молодых перспективных специалистов пойдет при таких окладах в профобразование? А ведь есть такая вещь, как преемственность поколений мастеров, она очень важна. Методики обучения, элементарное умение общаться - всё это передается. Сейчас большинство мастеров в наших учебных заведениях - уже в возрасте. Получается, сегодня на профобразовании сэкономят, а через несколько лет будут мучительно и затратно выстраивать всю систему заново. Мне кажется, с точки зрения экономики это очень недальновидный ход.

Алексей Иватовский

Советские троечники лучше

- Алексей, а каков уровень нынешних абитуриентов? Есть, например, разница между ребятами из города и из сельской местности?

- Конкретно эта разница, пожалуй, в пользу сельских ребят. Они мотивированы, заинтересованы в обучении и менее прихотливы - лишь бы мастер показал и научил. Что касается городских парней, то я, честно говоря, иногда даже не понимаю, зачем они сюда пришли. Такое ощущение, что больше некуда... Что касается общего развития - водителю требуется в первую очередь умение мыслить логически. Я всегда говорю ученикам: лучше ездит не тот, кто быстрее жмет на педали, а тот, кто умеет прогнозировать дорожную ситуацию. У профессионала нет в крови адреналина - есть цель и безопасное движение к этой цели. В целом, окончив почти ещё советскую школу, я могу сказать, что троечник советского образования на фоне нынешнего отличника выглядит суперотличником! Взять самые основные предметы - русский язык или, если ближе к теме нашего разговора, физику. Человек только что окончил школьный курс и не знает, куда направляется центробежная сила, уж не говорю про формулу! Уровень эрудиции низкий, мало читают, компьютер полностью заменил книгу. При этом из основных технических характеристик многие знают лишь скорость и время разгона машины. Вот вам и уровень.

- Но только что вышедший закон «Об образовании» разрешает самоподготовку...

- А что выучит человек, который сам готовится к экзаменам? Только экзаменационные карточки, это я вам как преподаватель ПДД говорю. Максимум - прорешает несколько раз и, если память хорошая, запомнит. И, конечно, количество «выкатанных» часов. Будущие водители даже 50-60 часов до экзамена накатывают далеко не всегда! По моему опыту, человека можно выпустить на дорогу не раньше, чем после 65 часов с инструктором, чтобы он в штатной - подчеркиваю, в штатной! - ситуации вел себя адекватно и не напортачил. А у нас, как известно, дороги с пробками и интенсивным движением.

Олег Нечаев 

Досье: Иватовский Алексей Сергеевич родился в 1979 году в Великом Устюге в семье военного. Окончил факультет промышленного менеджмента ВоГТУ. Работал начальником мастерской в автоколонне, затем в автосервисе и автошколе. С 2009 года - мастер ПО (вождение автомобиля) вологодского политехнического техникума. Обладатель «Приза зрительских симпатий» на областном конкурсе профмастерства «Мастер года2013». Женат, двое детей.





На эту тему: