Увлеченная куклами: журнал "Глянец" поговорил с представителем уникальной профессии

.
. / Источник:
Елена Козырь родилась в городе Вольске Саратовской области в семье военного. В Череповец они перебрались, когда ей было 8 лет. Творческие способности в Елене разглядел отец, он и привил дочери любовь к искусству, которым сам интересовался. По его коллекции вырезок из журнала «Огонек» с репродукциями картин Елена впервые знакомилась с живописью.

Теперь она, художник по образованию, занимается кастомизацией кукол Blythe — ее работы находятся в коллекциях не только в России, но и в Америке, Германии, Японии. Елена успешно совмещает творчество и семейную жизнь. У нее двое детей — семилетний сын и полуторагодовалая дочь. О своей коллекции, куклах и счастье творческого человека Елена рассказывает в нашей постоянной рубрике.

— Откуда появилось такое увлечение?
— Я коллекционер. Моя коллекция игрушек очень разнообразна, в ней нет определенного направления и эпохи: вместе живут винтажные фарфоровые куклы из Германии, виниловые куклы из Америки, национальная кукла кокэси из Японии, мишки Teddy … Начало коллекции положил латвийский котик 5 лет назад. Поначалу я не понимала, как люди могут тратить такие деньги на игрушки, ведь коллекционные куклы стоят в разы дороже того, что продается в обычных магазинах. Сначала я увлекалась фешен-куклами, это длинноногие красавицы в стиле Барби. Как художник, пробовала переделывать их, но скоро поняла, что мне мало просто перерисовать лицо, я хочу менять его черты. Так я заинтересовалась куклами Блайз (Blythe) и стала заниматься их «переделкой», превращая обычное тиражное изделие в эксклюзивное. Такое направление называется кастомизацией. Кукла полностью разбирается и в процессе работы меняется до неузнаваемости. Вообще куклы Блайз выпускаются с 1971 года, имеют свою интересную историю. Разумеется, среди них есть особенно ценные релизы, стоящие баснословных денег. Иногда коллекционеры находят их в «убитом» состоянии, восстанавливают, дают им вторую жизнь. Сейчас в моей коллекции есть 6 личных кукол Блайз.

— Как твои дети смотрят на все это?
— Поначалу у сына куклы вызывали восторг, теперь он поостыл, понимает: мама работает. Привык к запчастям, деталям… А дочери очень нравится. Я даю ей поиграть с моими личными куклами. Чувствуется, что она уже осознает разницу между ними и обычными игрушками. Куклы Блайз более реалистичны, они как настоящие маленькие человечки, когда она видит их, сразу начинает улыбаться.

— Сколько времени уходит на изготовление одной куклы?
— Это не конвейер и не тираж. С куклой можно сидеть бесконечно. Все зависит от степени мастерства. Первое время я работала над куклой очень долго, потому что не умела, сейчас работаю долго, потому что умею. Такой парадокс. Постоянно замечаешь недочеты, стараешься их исправить, отшлифовать все, довести до идеала. Бывает, кукла не хочет появляться — я не вижу ее. Тогда приходится на время отложить работу и ждать музы.

— Случалось ли так, что ты делала куклу на заказ, но в итоге понимала, что хочешь оставить ее себе?
— Мой муж говорит мне: «Ты художник, ты должна отдавать, чтобы создавать что-то новое. Не нужно об этом жалеть». Но если ты хочешь оставить что-то себе, значит, доволен результатом, значит, ты проделал хорошую работу. Это плюс тебе как мастеру.

— Разговариваешь с куклами?
— Нет, я четко определяю для себя, что это только кукла. Некоторые разговаривают со своими машинами — и это тоже не про меня. Хотя в том, чтобы наделять куклу душой, определенно что-то есть.

— Ты редко заходишь в социальные сети и даже «Инстаграм*» используешь для работы, а не для демонстрации бытовой жизни. С чем это связано?
— Все мои страницы в свободном доступе, и со временем из личных они стали «творческими». Сейчас у меня нет желания показывать публично то, что не связано с творчеством. Но иногда, по просьбам подписчиков, я размещаю фотографии своих детей, себя и даже еды — например, торта, который я испекла мужу на день рождения. Выложить какое-то фото просто так мне неинтересно, хочется, чтобы все было красиво. А чтобы сделать красиво, нужно время. Лучше я потрачу его на что-то более полезное.

— Ты досконально продумываешь образ каждой куклы. Как ты подходишь к формированию собственного стиля? Какой он, твой стиль?
— Мой стиль — необычный, не как у всех. Я не люблю повторяться. Много одежды шью на заказ, под себя. Куклы, которые созданы мной, — отражение моего стиля. На них можно увидеть все то, что я не могу носить сама в силу разных причин. С куклами не сдерживаешься. Дочку тоже люблю наряжать как куколку.

— Можно назвать тебя перфекционистом?
— Да, как минимум в работе, потому что это прежде всего ответственность. В свое время родители научили меня делать все качественно и на совесть. Если для себя я могу «схалтурить», то когда делаю что-то на заказ, отношение у меня совершенно другое. За всем следишь, переживаешь. Все должно быть идеально.

— Какая черта в себе тебе менее всего симпатична? И есть ли то, чем ты особенно гордишься?
— Мне не нравится, что я увлекающаяся натура. Если во мне что-то загорелось, я даже могу не пойти спать — нужно сесть и сделать, хотя бы начать. Иначе не найду покоя. Этот минус касается в первую очередь моего творчества, однако затрагивает и обычную жизнь, сказывается на ней. Моя сильная сторона — моя семья. Я горжусь тем, что мне удается находить время и для себя, и для творчества, и для семьи. На самом деле это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Я благодарна мужу, что он дает мне возможность быть не только женой и матерью, но и творить. Поддерживает меня в этом.

— Ты нуждаешься в одобрении? Или ты самодостаточна?
— Когда мне самой нравится то, что я делаю, я испытываю удовлетворение от работы. Это очень теплое, очень тонкое, неуловимое чувство, но я хорошо знаю его. Одобрение других? Да, признание для художника важно. Его должны оценивать, он творит не только для себя, но и для других. Если одобрение есть, то получается такое гармоничное, полноценное счастье творческого человека.

— Что ты ценишь больше всего: знания, опыт или интуицию? На что полагаешься в большей степени?
— Все взаимосвязано. Если речь идет о каком-то поступке, то нужно четко понимать, к чему он приведет. Выстраивать логическую цепочку. Здесь подключаются знания и опыт. Но, как и любая девушка, к интуиции тоже прислушиваюсь.

— Без чего твоя жизнь не имела бы смысла?
— Любые вопросы о смысле жизни всегда сложные. Не могу сказать, что если в моей жизни, например, не будет творчества, то ее смысл пропадет. Это лишь ее часть. Тяжело, когда ты не можешь жить так, как хочешь, как тебе нравится. Когда не можешь реализоваться как мать, как жена, как художник.

— Ты счастливый человек?
— Это точно. Каждый раз я, ложась спать, мысленно благодарю Бога и Вселенную за то, что они дают мне. Я считаю, что у меня есть все, чтобы радоваться жизни.

Текст: Анастасия Степанова
Фото: из архива Елены Козырь





*Организация запрещена на территории РФ


На эту тему: