На Вологодчине нашли останки погибшего летчика и обломки советского бомбардировщика

.
. / Источник:
Находки относятся предположительно к середине войны.

Как пишет «АиФ-Вологда», катастрофа у станции Тешемля Бабаевского района случилась летом 1942 или 1943 года. Но только сейчас, в ноябре 2012-го, вологодские поисковики обнаружили обломки советского бомбардировщика, разбившегося в Великую Отечественную войну. По-видимому, самолет погиб не в бою, а в результате несчастного случая.


На фото: та самая воронка

Остались в болоте

Все началось с изысканий бабаевского энтузиаста Антона Серова – одного из членов ВРОО «Вологодское объединение поисковиков». От жителей района он узнал, что в начале войны у станции Тешемля (вблизи деревни Торопово) разбились два советских бомбардировщика. – Нашлась дочь тогдашнего начальника станции, Нина Константиновна Оботурова, – рассказывает председатель «Вологодского объединения поисковиков» Александр Метелкин:
– Она поведала, что в августе 1942 года шесть самолетов летели вдоль железной дороги. Два из них столкнулись друг с другом и упали. Позже мы нашли еще одного очевидца тех событий.
Он утверждает, что один из самолетов внезапно «нырнул» под другого и попытался его обогнать. Оба соприкоснулись хвостами, виновник аварии
сразу ушел в штопор и рухнул в болото. Вторая машина пыталась приземлиться, но экипаж при этом погиб. Этот самолет, как мы предполагаем, военные вывезли с места крушения еще во время войны.
Известно, что экипаж второго самолета был похоронен сразу (возможно, не в Вологодской области). По воспоминаниям Нины Оботуровой, тел тогда привезли на станцию: один – молодой парень в синем летном мундире, еще трое – в обычных гимнастерках. Но первый бомбардировщик упал в такую топь, что искать его, судя по всему, не стали.

На фото: изображение на памятнике погибшему летчику

Таинственный летчик

Только 70 лет спустя место крушения удалось найти вологодским поисковикам. Этому предшествовали поиски летчика, останки которого были
обнаружены местными жителями после войны.
– Летч чика вытащили в 1946
или 1947 году, – рассказывает
Александр Метелкин. – Вероятно, мальчишки подняли его
тело из болота багром, когда искали патроны и прочие бое-
припасы с упавшего самолета. Испугавшись, рассказали
взрослым, и те закопали останки в безымянной могиле. Чтобы найти могилу, поисковикам пришлось пройти не один километр по болоту на квадроциклах. Поиски шли в августе 2012 года: близилась осень, техника буквально утопала в грязи. Но останки летчика все-таки были обнаружены. По словам Александра Метелкина, эксгумацию тела поисковики сделали с двумя целями: во-первых, чтобы похоронить погибшего со всеми воинскими почестями, во-вторых – чтобы убедиться, что речь действительно идет о крушении. Характер травм, которые, судя по останкам, получил погибший, не оставлял почти никаких сомнений: этот человек разбился в авиакатастрофе. Увы, никаких опознавательных знаков при летчике не было - лишь мелкие монеты 1946 года выпуска. Их, по-видимому, местные жители по старинному обычаю бросили в могилу.
В сентябре 2012-го энтузиасты начали поиск самой машины, но удача тогда отвернулась от них. И лишь последняя, ноябрьская экспедиция принесла серьезные находки.
– Как ни странно, нам помог снег, – улыбается Александр Метелкин. – С одной стороны, передвигаться по болоту, утопая в 10-сантиметровом снегу, неимоверно тяжело. С другой - сразу видно, кто где прошел! Мы пригласили с собой одного из очевидцев, разбили весь район предполагаемого падения самолета на квадраты, начали исследовать. Поисковиков словно вел дух неизвестного летчика. 3 ноября его останки торжественно перезахоронили в Тороповском сельском поселении, и уже на следующий день энтузиасты наткнулись на обломки, раскиданные по всему болоту. А у глубокой воронки, шириной не меньше восьми метров, металлоискатели буквально «зазвенели». Именно здесь, судя по всему, покоится самолет.


На фото: деталь от самолета

Первая «ниточка»

Имена погибших пока остаются тайной - возможно, за исключением одного.
– На днях «зацепились» за информацию, что техник-лейтенант 140 бомбардировочного авиаполка Александр Турчановский 1910 года рождения, уроженец Винницкой области Украинской ССР, погиб и похоронен у станции Тешемля, – говорит Александр Метелкин.
– Если это именно «наша» катастрофа, то один он все равно погибнуть не мог, экипаж бомбардировщик
а – три человека. Как минимум два летчика остались там же, в болоте. Кроме того, можно предположить, что самолеты брали на борт пассажиров (напомним, из второго бомбардировщика на станцию доставили не три, а четыре тела. – Прим.ред.)
Однако у этой версии есть серьезная хронологическая «нестыковка»: датой гибели Турчановского по документам значится июль 1943 года. А по словам местных жителей, катастрофа случилась в августе 42-го. Впрочем, Александр Метелкин не исключает возможной путаницы в датах, ведь непосредственным очевидцам событий ныне по 80 с лишним лет.
Как же произошла катастрофа в Бабаевском районе? Предположительная картина выглядит так: соединение из шести бомбардировщиков 140-го БАП
было переброшено по маршруту Казань – Ленинград. Летели вдоль надежного ориентира - железнодорожной полосы. Над Тешемлей странный маневр одного из самолетов привел к аварии. По словам Александра Метелкина, о причинах можно только гадать. Возможно, имел место отказ управления. Либо неправильно понятая команда ведущего. А может быть, обычное русское лихачество? Ведь все погибшие наверняка были молодыми парнями. Что называется, «горячие головы». Сами поисковики надеются прояснить этот вопрос, когда в архивах будет найден журнал происшествий авиаполка.


На фото: участники экспедиции. Александр Метелкин - второй справа.

10 лет на подъем?

Так или иначе, катастрофа может дать богатый материал для изучения. До сегодняшнего дня ни одного советского бомбардировщика на территории Вологодской области найдено не было (есть находки истребителей, а также сбитого немецкого «Юнкерса» в Шекснинском районе - прим. ред.) Предположительная марка машины – «Пе-2», это довольно необычный пикирующий бомбардировщик, двухвинтовой, с характерным раздвоенным хвостом, или, как говорят сами авиаторы, «разделенным хвостовым оперением». Особенно часто эти машины эксплуатировались как раз в середине войны. Информацию о внешнем виде самолетов подтверждают очевидцы из Торопово, об этом же свидетельствуют некоторые из найденных деталей. Но для того, чтобы окончательно выяснить тайну тешемских болот, поисковикам предстоит огромная работа.
– Мы планируем, когда подморозит, загнать туда гусеничный транспортер, - делится планами Александр Метелкин. – Возможно, удастся спустить в воронку водолаза. Проблема в том, что от такого удара самолет мог уйти в землю очень глубоко, метров на десять. Такие самолеты, бывает, поднимают десятилетиями.
Олег НЕЧАЕВ
 



Источник фото: АиФ-Вологда




На эту тему: