Принимаю условия соглашения.
Вологодская область
Заразились
6916 +98
Выздоровели
5140 +110
Умерли
66 +5
gorodche.ru
В сухом остатке: итоги работы Юрия Кузина по версии Gorodche.ru Мэр оставил после себя не только достижения, но и проблемы.

В сухом остатке: итоги работы Юрия Кузина по версии Gorodche.ru

18 сентября 2017, 10:52
В сухом остатке: итоги работы Юрия Кузина по версии Gorodche.ru
Мэр оставил после себя не только достижения, но и проблемы.

На прошлой неделе в Череповце произошли кардинальные изменения в городской власти: прежний мэр Юрий Кузин окончательно сложил полномочия, а на смену предыдущей системе власти введена новая двуглавая. А неделей ранее тогда еще действующий мэр отчитался перед депутатами о своей работе за 5 лет. Основные итоги были выставлены и в его новом паблике ВК.

О вероятных причинах и обстоятельствах его ухода портал Gorodche.ru писал в августе. Сегодня поговорим о главном — что остается городу после Юрия Кузина.

Инаугурация Юрия Кузина, 7 марта 2012 года. Фото из архива

В числе достижений, которые он ставит в заслугу городской власти (а значит, и себе) — новое качество уборки улиц и дорожные ремонты. Однако эксперты, знакомые с ситуацией изнутри, утверждают, что все не так однозначно.

Чтобы подкрепить материал цифрами, мы попросили мэрию представить основные данные по долговым обязательствам бюджета Череповца. В том числе связанным с закупкой техники и улучшением инфраструктуры, например, ремонтом дорог, капстроительством объектов и другими нуждами.

Долг города

Одной из главных заслуг Юрия Кузина как мэра и экономиста считается минимальный муниципальный долг Череповца. Как сообщили в той же мэрии, все [финансовые] «решения принимались обдуманно и взвешенно, и долговая политика на безопасном уровне».
По данным мэрии, муниципальный долг на конец 2012 года составлял 190 млн.рублей, а на 1 августа 2017 года составлял уже 579 млн.рублей. То есть за 5 лет он вырос втрое.
Как уточнили в мэрии, по закону долги МУПов в структуру долгов бюджета не входят. Но об этом мы еще поговорим.

Дороги

По информации, предоставленной нам мэрией, к ремонту улиц город «применяет программный подход с заключением долгосрочных муниципальных контрактов». А они подписываются «в пределах выделенных средств городского бюджета, в том числе за счет субсидии из дорожного фонда области — под собранный транспортный налог» (подчеркнуто мэрией). То есть город может тратить на дороги только то, что собрал с автовладельцев.

— Понимая важность поддержания улично-дорожной сети города в нормальном состоянии, руководство города принимало своевременные меры по изысканию источников, дополнительно к поступающим средствам из области от сбора транспортного налога. Город направлял собственные ресурсы, что позволяло и позволяет своевременно…рассчитываться за ремонтные работы, — пояснили в мэрии.

Питерскую фирму ВАД («Высококачественные автодороги») Юрий Кузин первое время ставил в пример местным дорожникам. Именно эта компания проводила ремонты проспекта Победы (на фото), улицы Ленина и ряда других крупных объектов

По данным властей, с ЗАО «ВАД» (ремонтировавшим в 2013–2014 годах пр.Победы и ул. Ленина — ред.) город рассчитался в 2015 году «и продолжает выполнять все принятые обязательства своевременно и в полном объеме». Позже место ВАДа занял «Череповецдорстрой», начавший комплексные ремонты улиц. И город вроде бы с ним рассчитывается. Например, за ремонты улиц 2016 года ЧДС получил все деньги уже в марте 2017-го.

Сейчас предприятие дорабатывает по новому контракту (пр.Строителей, Октябрьский проспект, проспект Луначарского, ул. Кирилловская и т.д.) на общую сумму 329,9 млн.рублей. Оплатят эту работу до 2019 года, а может, и раньше. Но в любом случае по факту дороги ремонтируют в кредит, только предоставляют его не банк или бюджет, а сами дорожники, делая работу в долг. По сути, 330 млн. руб. можно считать текущей кредиторской задолженностью города.

Что касается ВАДа, первый опыт работы с ним мэрия преподносила как позитивный. А вот дорожники считают иначе.

— Я не вижу большой заслуги Юрия Кузина в том, что он договорился с ЗАО «ВАД», пошёл на их условия и потратил минимум на 20% средств больше, чем за сопоставимую по объемам и качеству работу взяли бы местные дорожники, — заявил порталу РБК Вологодская область бывший директор предприятия «Дорзеленстрой» Виктор Комиссаров.

Отношения мэра с череповецкими дорожниками сначала были далеко не безоблачными,: претензии Юрий Кузин высказывал не стесняясь, в том числе в присутствии СМИ. На фото — мэр с руководством компании «Череповецдорстрой» во время ремонта улицы Архангельской, май 2013

Транспорт и уборка

При Юрии Кузине начали обновление муниципального автобусного парка АК 1456 (10 новых МАЗов в 2013 году и 5 — сейчас) и произвели практически полное обновление техники «Спецавтотранса».

Что касается автобусов, здесь, по словам властей, важнее всего комфорт для пассажиров. Рассматривались все возможные пути решения [проблемы транспорта], в том числе организация выделенных автобусных полос и приобретение автобусов.

Вслед за покупкой в лизинг 10 автобусов МАЗ (в 2013 году) сейчас заключен муниципальный контракт на приобретение еще 20 машин. 5 из них уже пришли в город.

— Учитывая городские доходы, вопрос решался поэтапно с приобретением автобусов в лизинг. Возможности купить 100 автобусов у города нет, и следовательно, ценовые критерии не запрашивались, но они не должны отличаться от стоимости за единицу приобретаемого автобуса в настоящее время на 20 штук. Контракт предполагается заключить с расчетами до 2022 года — на 201,7 млн. рублей и, соответственно 1 автобус выходит порядка 10,0 млн.рублей с учетом лизинговых платежей, — заявили в мэрии.

По всей вероятности, эти 201,7 млн. «лягут» на плечи городского бюджета, если учесть финансовую ситуацию в автоколонне 1456. Известно, что после приостановки выплаты компенсаций за льготников предприятие начало наращивать убытки, которые за 3 года достигли около 200 (!) млн.руб. Гасить их тоже пришлось в том числе из городского бюджета, параллельно оптимизируя все что можно в самой автоколонне. Правда, есть данные, что «оптимизация» на деле выливалась в еще большие расходы: например, вместо одного сокращенного эффективного сотрудника на работу брали троих. Но это — отдельная тема.

На вопрос, рассматривался ли другой вариант, ориентированный больше на услуги частных перевозчиков, в мэрии ответили, что «обслуживание МУПом является более надежным для горожан, позволяет регулировать тариф и делать его приемлемым для населения». Ну и на повышение комфорта влияет, по мнению властей, лучше.

— Тем не менее, для транспортного обслуживания привлекаются и частные перевозчики, — подчеркнули в администрации города.

По поводу цен и комфорта — вопрос спорный. Считается, что инициатором повышения цен всегда выступала именно муниципальная автоколонна из-за своей хронической убыточности. Частные перевозчики работали в прибыль и при меньшем тарифе, оптимизируя затраты, но при этом за свой счет покупая технику. А автоколонну приходилось спасать за счет городского бюджета, при этом покупать автобусы самостоятельно она не может. Правда, здесь надо учитывать еще и разницу в уровне налогообложения муниципальных и частных транспортных предприятий. Считается, что у частников налоговая нагрузка ниже.

Еще одна тема — закупка техники для ЧМП «Спецавтотранс». Предприятие фактически лежало на боку и его решили не только спасти от банкротства и сохранить, но и сделать основным подрядчиком, куратором уборки и благоустройства города. Правда, насколько это было оправданным, вопрос спорный: многие дорожники считают, что качество уборки улиц, мягко говоря, не изменилось.

— Город всегда был убран, — сказал РБК тот же Валерий Комиссаров. — Даже в самые снежные зимы, даже в ситуациях, когда у бюджета не хватало средств. Мы с коллегами находили выход. К нам приезжали перенимать опыт из других городов. А в принципе не было таких ситуаций, как в прошлом году, когда тротуары были засыпаны снегом, а в газете писали, что люди сами просят оставить снег на тротуаре, потому что так удобней ездить на санках.

Несмотря на дороговизну затеи, с 2014 по 2017 годы в муниципальную собственность купили 106 спецмашин на общую сумму 250,7 млн. рублей. Техника закуплена в лизинг, срок погашения платежей — 2018 год. По всей вероятности, эта нагрузка легла как раз не на предприятие, а на городской бюджет. И долг города состоит отчасти из этих долгов.

Между тем еще в начале работы Кузина уборку улиц вели частные дорожные предприятия, но от этой более дешевой, но не менее эффективной схемы предпочли уйти. Хотя при использовании частников, надо полагать, не пришлось бы закупать в таком количестве технику и лезть в долги. Зачем изменили схему, до сих пор не совсем понятно.

Есть и еще одна интересная тема — отношения мэра с малым бизнесом. О них мы поговорим отдельно, поскольку этот материал и так получился слишком большим.

В сухом остатке

За 5 лет в Череповце отремонтированы почти все основные улицы. Часто асфальт меняется крупными пластами (что особенно нравится водителям), даже там, где он, казалось бы, еще мог послужить. Программа ремонта дорог была продолжена и в этом году — 11 улиц, не считая ремонта картами (пр. Победы, Леднева, Безымянная и др.). А если к ним добавятся еще 15 улиц в 2018-м, то, по подсчетам того же Юрия Кузина, в городе будет 75% улиц в безаварийном состоянии. Пока их, по его данным, около 60%.

Октябрьский проспект — один из самых крупных дорожных объектов, ремонт которых состоялся в этом году. Автомобилистам уже понравилась замена ямочного ремонта на более крупные форматы — улицы латают целыми кварталами, даже если это называется «ремонт картами».

Еще один крупный пласт работы — строительство и ремонт мостов. Частично отремонтирован Октябрьский мост, начаты капремонты или реконструкции других мостов, в том числе через Кошту (фактически новое строительство) и Северного моста (тоже почти новый объект). В финансировании помогает область.

Построены детсады №35 в 2015 мкр и №27 в 115 мкр, спортплощадки и комплексы, транспортная развязка Октябрьский пр. — ул. Раахе, часть парка Победы, сделана реконструкция зданий под детсады на Бардина, 14 и Гагарина, 16а, приведены в норму дороги, в т.ч. ремонт тротуаров, не проводившийся десятилетиями. Построен ритуальный центр, идет реставрация музея археологии (Советский, 19), капремонт автовокзала. Начата реконструкция набережной, продолжено воссоздание усадьбы Гальских.

Ритуальный центр на улице Леднева

Автовокзал Череповца давно нуждался в реконструкции. Таким, если кто не помнит, он был…

…а таким скоро будет

Завершение отделочных работ. Фото из группы «Череповецкие вести»

Под занавес правления Юрия Кузина Череповцу присвоен статус ТОСЭР — территории опережающего социально-экономического развития. Усилия к этому прилагал, разумеется, не только мэр: на этот результат работали губернатор и экономический блок правительства области.

Все перечисленное — лишь некоторые результаты работы последнего избранного населением мэра Череповца, пребывание которого на посту длилось ровно 5 лет и 5 месяцев — с 7 марта 2012 года по 9 августа 2017. Кто-то, наверное, вспомнит и другие плюсы или, наоборот, минусы в его работе. В любом случае — все, что было сделано, остается городу. И именно горожанам решать, каким мэром был Юрий Кузин.

PS: При подготовке этого материала мы общались с серьезными людьми из разных сфер, контактировавшими и конфликтовавшими с Юрием Кузиным в период его правления. И далеко не все из них соглашались говорить под запись. Но и эти люди признавали, что Кузин сделал для города много хорошего и сделал бы еще, если бы остался на своем посту.

Алексей Богомолов