Христианская суть сказки «О рыбаке и рыбке»
![](/wp-content/uploads/2023/02/272314p011903.jpg)
Сказки сказывать мы станем…
православной старины!..
Слушать, так душе отрадно…
Кто придумал их так ладно?
А. С. Пушкин
![](/wp-content/uploads/2023/02/ihtus-iisus-hristos-bojiy-syn-spasitel011838.jpg)
Епископ Цалкинской епархии Грузинской Православной церкви Григорий (Кация) дал истолкование сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке».
Вся сказка пронизана христианской символикой, увидеть которую сложно тем, кто воспитывался на изоляции от нее в советское и российское время.
1. Старик со старухой жили 33 года - возраст Христа.
2. Землянка - подобие дома, вырытого в земле - символ человеческого тела, сотворенного Богом из земли (см.: Быт. 2: 7).
3. Старик это ум человека, свободный и ищущий Бога.
4. Рыбка - символ христиан еще со времен первых гонений.
5. Море это жизнь человеческая, такие сравнения есть в Библии.
6. Старуха, сидящая дома - это ограниченное человеческое сердце, чувства.
7. Ищущий рыбу (Бога) в море (мирской суете) старик (ум) вытаскивал тину и траву морскую. В Библии трава - символ непостоянной суеты. "Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает" (Пс. 102: 15). "Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал" (1 Пет. 1: 24).
8. Золото - символ вечности и постоянства. Пойманная после многих трудов золотая рыбка - встреча с Богом.
9. Откуп, о котором говорит рыбка, – это напоминание об откупе за нашу бессмертную душу: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26). Как же может откупаться всемогущая золотая рыбка, исполняющая любые желания и по своей воле попадающая в человеческие руки? Здесь аналогия с добровольными страданиями Христа от рук человеческих.
10. Суетные привычки и слабости измерили все по-своему:
"Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось"».
11. Корыто, в котором стирается одежда, это символ борьбы с грехами и очищения человека. «Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души» (Слово 26, 170).
Ум и чувства человека не проявили благодарность и здравый смысл в обмен на дары Бога. У святого Исаака Сирина на эту тему сказано: «Слово о добродетели требует сердца, не занимающегося землею и близким с нею общением. В человеке же, которого ум утружден заботою о преходящем, добродетель не пробуждает помысла к тому, чтобы возлюбить ее и взыскать обладания ею» (Слово 1).
Как видите, это более полное и правильное толкование сказки, по сравнению с житейским, что подкаблучник справедливо страдал, потому что слушался сварливую жену, не уважающую его.