Как славяне Скифии победили Дария I и какими они тогда были

Дарий 1 сжег город, на месте которого сейчас Саратов

Скифия - территория и государство полусотни племен, простиравшиеся от Дуная (по греческому историку Геродоту) на западе до Южной Сибири, Урала и Китая на Востоке. Геродот со ссылкой на поэму «Аристей из Проконнеса» отмечал, что собственно скифы живут до исседонов - древнего народа, обитавшего в степях Южной Сибири и Урала. Северной границей Скифии была Гиперборея. Одно из толкований этой страны - это славянские племена, жившие на леднике севернее 47-48 градусов  северной широты.  Геракл принёс оливу от гипербореев у истоков Истра (Дуная), что в Германии на той же широте. То есть, Скифия была южнее.

Сроками существования Скифии называются 8 век до Р.Х. - 4 в от Р.Х.  Греки писали, что скифы ведут свой род от Зевса через Геракла, змеедеву и их сына Таргитая.  Сами скифы определяли свое начало в 1513 г до Р.Х. - за тысячу лет до вторжения на их земли Дария 1 в 513 году до Р.Х. То есть современные ученые не верят ученым античности  самим славянам-скифам и отняли у их истории 7 веков. Скифская версия их истории более близка к времени жизни Геракла, чем версия современных ученых.

Другое название скифов: сколоты. Геродот, посетивший Скифию в 449-446 гг. до Р.Х., писал: «Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами».  Слово «Сколот» происходит от слова «коло», которое означает «круг», «коловрат», «солнце», “объединение”, группу единомышленников, народное вече. Сколоты могло означать “объединившиеся”, «сплотившиеся», «союзные», относящиеся к одному кругу («околотку») и др. (ученый Б.А. Рыбаков).

Русские летописи подчёркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь». В «Повести временных лет» скифы упомянуты многократно, например в событиях 907 г от Р.Х.:

Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Русские летописи 17 века считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии. Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что

скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами.

Собственно племена, называвшиеся скифами, делились на скифов-воинов, скифов-земледельцев и других. Сами скифы объясняли это тем, что только один из трех сыновей Геракла от змеедевы (ехидны), когда подрос, смог натянуть тетиву его лука. Имя этого сына было Скиф, имя других - Агафирс и Гелон, давших названия другим скифским племенам. Скифы-воины назывались племенем царских скифов.

тот самый любимый сюжет скифских мастеров - Скиф натягивает лук своего отца Геракла 
братья-предки русских, кельтов, осетин других народов Европы на одной картинке 

При этом современная история относит скифов только к ираноязычным народам и отказывает скифам-славянам в письменности. Несмотря на славянское самоназвание и определение скифов как славян греками и самими, более поздними, славянами. Хотя славяне скифского периода, в зависимости от племени, были земледельцами, торговцами (все это требует знания грамоты и математики), отличными ювелирами и лучшими воинами своей эпохи. При этом, часть народов Скифии (например, массагеты) и правители ее областей были не славянами, а иранского происхождения и границы Скифии менялись на протяжении веков. Сейчас потомками скифов являются русские, украинцы, осетины, кельты, алтайцы, венгерские ясы.

Геродот писал:

За рекой Танаисом (Доном) – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера (Азовского моря), на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное племя.

 

Геродот еще пишет о скифах:

Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый. Достойнейшие люди, каких я только знал лично, все были Скифы.

Подолье и Волынь были славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (Геродот IV. 100-118) и «славянское происхождение которых вполне очевидно».  Территория, населенная славянами до их расселения, простиралась между Эльбой и средним Поднепровьем (с Десной, Припятью и Березиной).

Любор Hидерле пишет:

Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению со скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян.

Исследуя сотни скифских курганов, учёные-генетики пришли к выводу, что антропологический тип скифов был индоевропейский, а не иранский. Славянские курганы скифского периода истории нашего народа найдены даже под Воронежем. Антрополог Герасимов воссоздал вполне славянский облик скифского царя и других представителей его народа.

Царь славян-скифов Скилур, реконструкция Герасимова 

Захват новых пастбищ был связан с постоянными войнами, которые были для скифов постоянным и обязательным делом. С военным делом связаны и многие обычаи скифов. По сообщению Геродота:

они пьют кровь первого убитого врага, головы всех убитых в бою приносят царю, так как по числу убитых они получали свою долю добычи и почестей; из черепов убитых врагов делают чаши для питья, а скальпами пользуются как полотенцами для рук и, привязывая к уздечке коня, гордо щеголяют ими. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем.

Оружие скифов — мечи, копья, дротики, секиры — было железным; исключение составляли лишь наконечники стрел, изготовлявшиеся из меди или бронзы. Золото оседлых скифов и сейчас поражает воображение мастерством изготовления.

Скифское племя невров Геродот называет оборотнями, которые обращались в волков на несколько дней в течение года. Возможно, речь идёт о днях после дня зимнего солнцестояния, когда наши предки проводили «волчьи праздники». Люди колядовали, наряжаясь в волчьи шкуры. Так наши предки праздновали увеличение дня и предвестие оживления природы. У западных же славян был культ собак, часто собаки и волки обозначались одним словом хорт.

Все это часть древнего культа волков, в Риме называвшегося праздниками луперкалиями, в Скандинавии это был волк Фенрир, в Греции это был волчий бог Аполлон Ликейский, прилетавший из северной Гипербореи. Позднее покровителем волков стал святой Георгий. Предположу, что к культу волка можно и отнести миф о Цербере (Кербере), охраняющем ворота в Аид у греков. Волк это славянский отличительный признак в культуре.

А славяне Крыма назывались киммерийцами. Одним из них, кстати, был художественный персонаж Конан-варвар. На дне Керченского пролива находятся грязевые и газовые вулканы, которые периодически извергаются. Вполне возможно, что они ранее, будучи более активными, произвели большое впечатление на греков, не давая им пересечь пролив и давая мысли об Аиде (Тартаре) за ним.

Григоре Уреке в «Летописи государства Молдавия до князя Арона Воды» на румынском языке описывает месторасположение Скифии:

«XVI. 1. И в Пустынной Тартарии (Tartariia cea pustie) имеется множество орд, прежде всего Джунгария (Zagaar), то есть Скифия (Stitia), между Эмаум (Emaum и Emmaum) и Катаио (Cataio) с царством Тангут (Tangut)».

По свидетельствам Гая Плиния Старшего, именно в южном Приазовье располагался «последний в устье пролива город Киммерий, который прежде назывался Керберий». В более поздних славянских сказаниях с севера тоже есть речка Смородина (аналог Стикса) с раскаленным мостом, за которыми змеиное царство мертвых.

Анонимный византийский автор 9-10 вв, комментируя сочинение Аристотеля «О небе», писал:

Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось (Σκυθας τους Ρως) и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу.

Нужно понимать, что в те годы ледник Днепровского оледенения доходил до 48 параллели, примерно до севера Черного моря. Это не была стена изо льда (на южных его границах), но влияние на климат он оказывал. Скифы, жившие «ближе к арктическому поясу», нападали на Ахеменидскую империю Дария 1, это была иранская держава, включавшая в себя Ирак, Египет, Сирию и Турцию.

При этом Ахемениды сами активно нападали на соседние страны, предлагая им выбор между быть уничтоженными или отдать «землю и воду». Одними из тех, кто отказались, были спартанцы. По легенде фильма «300 спартанцев» царь Леонид столкнул в колодец посла Дария, ответив, что на дне колодца тот найдет землю и воду. Об этом тоже писал Геродот.

Очень интересно, что скифы и родственные и народы, проживавшие (в современных границах) от Австрии до Белоруссии и Волги, могли руководить своими народами и организовывать совместные действия. Хоть и на основе добровольных союзов.

После совещания скифы убедились, что они одни не в состоянии отразить полчища Дария в открытом бою и отправили послов к соседним племенам. Цари последних уже собрались на совет, чтобы обдумать, как им поступить ввиду вторжения такого огромного войска. На совещании присутствовали цари тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов.

Скифов поддержали гелоны, будины и савроматы, а агафирсы, невры, андрофаги (людоеды) и меланхлены отказались участвовать в войне, заявив, что скифы сами виноваты. Они надеялись, что Дарий идёт войной только против скифов.

Дарий 1 пытался навязать бой скифскому царю Иданфирсу. Но скифское войско партизанило, уклонялось от боя, отравляя колодцы и сжигая землю после себя. Скифы старались отправить войска Дария на те земли, народы которых отказали им в поддержке перед войной, чтобы побудить их к достойному и честному сопротивлению.

Такое преследование истощало армию Дария и тот отправил посла к скифскому царю с требованием начать бой. Геродотом так описывает этот момент:

Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее — вступайте с нами в бой. А если вы слабее — пришлите нашему владыке „землю и воду“ и покоритесь.

Иданфирс так ответил захватчику:

Мы кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор. Вот я каков, перс. Никогда прежде я не убегал из страха ни от кого, не убегаю и от тебя, и теперь я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время. Почему я не тороплюсь сразиться с тобой, и объясню тебе это. У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут захвачены или опустошены, нечего поэтому и торопиться вступать с вами в бой. Если вам необходимо ускорить сражение, то вот: есть у нас гробницы предков, разыщите их, попробуйте разрушить, тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих гробниц или нет. Раньше мы не сразимся, раз это для нас невыгодно. Вместо земли и воды я пошлю тебе такие дары, какие ты заслуживаешь, а за то, что ты смеешь называть себя моим владыкой, я ещё расплачусь с тобой.

С этим ответом скифы прислали подарок Дарию. Это были 5 стрел, мышь, лягушка и птица. Дарий вначале обрадовался, приняв эти дары как знак покорности и лишь один мудрец объяснил истинный смысл послания, которое расшифровывалось иначе.

Если вы, персы, не улетите в небо как птицы, не заберетесь в землю как мыши, не поскачете в болото как лягушки, то не вернетесь назад, останетесь поражённые этими стрелами.

Одна часть скифского войска изводила персов, а другая находилась между персами и северными землями, где укрывалось гражданское население Скифии, заранее эвакуированное с южных границ. Преследуя скифов, Дарий поднялся до скифского города Гелон племени будинов и сжег его. Считается что тот город стоял в районе нынешнего Саратова. Дарий построил 8 крупных укреплений на Волге с расстоянием примерно 12 км между ними.

После того, как значительная часть его пешего войска погибла от стрел славянских лучников или от болезней, Дарий отступил на свои земли. Ему не удалось склонить скифов к битве, он не сумел присоединить их земли к своим и даже не завершил строительство укреплений на том месте, которое могло стать границей его державы.

Геродот называл причинами победы славян-скифов то, что они были отличными воинами, не доверяли иноземцам, и знали, что для каждого лично и для племени честь в убийстве врагов. А вот как выглядели скифы.

скифский мужчина 
скифская женщина, Приуралье, Герасимов 
скифская женщина, 9 век до Р.Х., Герасимов 






На эту тему: